Рецензия на книгу
Иуда Искариот. Повести и рассказы
Леонид Андреев
Аноним14 сентября 2014 г.- Кто обманывает Иуду? Кто прав?
Что мы знаем об Иуде из Кариота? Говорят, он " человек очень дурной славы и его нужно остерегаться", для добрых он - дурной, а для дурных? И дурные открещиваются от него, для дурных он - "нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота". Так кто же он такой? Что за человек этот Иуда, который вот уже не одно тысячелетие является символом предательства? Да и человек ли он?
Иуда. Его вид ужасает и в то же время наводит на некоторые размышления. Прежде всего не может не бросаться в глаза двойственность облика Иуды:
Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту.Это описание в совокупности с недвусмысленным упоминанием об "отце-козле" и "змеиными" поводками невольно подталкивает нас к прямой аналогии с сатаной, образ которого во многих произведениях весьма схож с вышеописанным: та же двойственность, та же слепота на один глаз - только вспомните знаменитого Воланда из "Мастера и Маргариты". Ничего не замечаете? Так, значит, несомненно есть в Иуде дьявольская природа, и на одном внешнем сходстве она не заканчивается.
Безусловно, андреевский Иуда стоит гораздо выше остальных учеников Иисуса, о чем свидетельствует такие факты, как некоторая безликость в их изображении, использование их в качестве символов (тут во многом перед нами раскрывается Андреев-символист: как талантливый художник, тонко чувствующий психологию людей и умеющий ухватить главные черты их внешности и души в небольших зарисовках представляет он нам и каменную гору - Петра - могучего, голосистого, и нежного, утонченного Иоанна, словно душистый цветок, и умного тугодума - Фому с пустым прозрачным взглядом) - но сложно не обратить внимание, что все эти описания -лишь зарисовки, эскизы в сравнении с ужасающим, но все же портретом, полноценным портретом Иуды. Другими фактами противопоставления образа Искариота могут послужить и то, что мы постоянно видим некоторую параллель между Иудой и Иисусом:
Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисуси др.
и помимо того в глаза бросается нечеловеческое происхождение у обоих, как и то, что во многом это происхождение как бы расположило их по разные стороны баррикад: отсюда и столь яркая противоположность героев, наиболее остро проявляющаяся во внешности.
И. конечно, нельзя не отметить необыкновенного, какого-то нечеловеческого ума Иуды - это также свидетельство его "неземного" происхождения. Неоднократно Иуда высказывает свои суждения о человеческой природе, которые рисуют образ их автора как человека достаточно мудрого, размышляющего о людях, их поступках, их мотивах, - рисуют образ мыслителя, который мы встречаем и в произведении Андреева. Но однако что мы видим? Иуда-мыслитель пугает учеников и причиной тому является их неспособность постигнуть его мысли.
А мысли Иуды, его размышления породили антагонизм между ним и Иисусом: первый утверждал о подлой природе человека, о том, что в каждом из людей есть зерно зла, способное взрасти в необходимых для того условиях, Иисус же считал обратное, но при том мы можем заметить, что свою точку зрения Иуда считал лишь предположением, которому искал постоянные подтверждения...и находил. Но вот возникает новая мысль: а каковы же ученики Христа?
Иуда перепробовал на зубах все серебряные монеты. Изредка Анна оглядывался и, точно обжегшись, снова поднимал голову к потолку и усиленно жевал губами.
-- Теперь так много фальшивых денег,-- спокойно пояснил Иуда.
-- Это деньги, пожертвованные благочестивыми людьми на храм,-- сказал Анна, быстро оглянувшись и еще быстрее подставив глазам Иуды свой розоватый лысый затылок.
-- Но разве благочестивые люди умеют отличить фальшивое от настоящего? Это умеют только мошенники.Поэтому, как настоящий знаток фальшивого, Искариот берется проверять "на зубок" фальшивую и искреннюю любовь и привязанность к Христу, который, как благочестивый, по мнению Иуду, может и не отличить. И он будет мучиться и задаваться вопросом: "Кто обманывает Иуду? Кто прав?", будет искать подтверждения своей теории... и найдёт.
Иуда Искариот любил Иисуса, любил беззаветно, искренне, подобострастно.
-- Ну-ка, умный Иуда! Скажи-ка нам, кто будет первый возле Иисуса -- он или я?
Но Иуда молчал, дышал тяжело и глазами жадно спрашивал о чем-то спокойно-глубокие глаза Иисуса.
-- Да,-- подтвердил снисходительно Иоанн,-- скажи ты ему, кто будет первый возле Иисуса.
Не отрывая глаз от Христа. Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно:
-- Я!
Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в грудь костлявым пальцем, Искариот повторил торжественно и строго:
-- Я! Я буду возле Иисуса!
И вышел. Пораженные дерзкой выходкой, ученики молчали, и только Петр, вдруг вспомнив что-то, шепнул Фоме неожиданно тихим голосом:
-- Так вот о чем он думает!.. Ты слышал?Уже тогда он знал, какой ценой он получит место подле Иисуса ценой предательства, ценой собственного имени, отданного на поругание не одному поколению людей, ведь в веках, в тысячелетиях будет звучать роковое "Иуда-предатель!"
Нет, не 30 серебренников интересовали Искариота, иначе не стал бы швыряться ими он в своих "покровителей". У его предательства было несколько целей: первая цель, которую я бы назвала исторической, состояла непосредственно в предоставлении Иисусу возможности выполнить свою миссию, вторая цель, имевшая скорее некий этический подтекст, должна была разрешить тот безмолвный спор между Иисусом и Иудой, показать, каковы люди: фальшивы или искренни ли ученики, толпа почитателей, да и все те, кто был свидетелем этого страшного поступка. И тут перед нами выступает Иуда-человек, ведь именно Иуда-человек "одною рукой предавая Иисуса, другой рукой старательно искал расстроить свои собственные планы", Иуда-человек, проверяя людей, до последнего, до самого конца надеялся на ошибочность своей сатанинской теории: не он ли надеялся на спасение Иисуса, не он ли подталкивал к этому его ближних?! Да, Иуда искал подтверждения своим мыслям в своем предательстве... и он нашёл его. "Кто обманывает Иуду?Кто прав?", - и к великой скорби, прежде всего, скорби самого Иуды, прав оказался он сам. Но Иуда - человек, он сопротивлялся своей миссии, не хотел становиться тем, кем он стал, прежде всего из-за безумной любви к Иисусу, но то было суждено, и никто, кроме него, не справился с этой задачей, а потому из той же безумной любви он совершил предательство. Великий парадокс! Предатель и преданный - жертвы предначертанного, но исполнив свой тяжкий долг, каждый смог прийти к своему закономерному концу. А потому, не молчи, сердце Иуды, возглашай, возглашай:"Осанна, Осанна" во все концы. Свершилось.
P.S. в довершение ко всему хочу сказать, что эта чудесная книга, читайте её, пожалуйста, читайте. И на всякий случай хотелось бы принести свои извинения, если кому-то содержание моей рецензии покажется...эээмм, не соответствующим содержаниям религиозных догматов. Это всего лишь моё видение текста замечательного и глубокого произведения Леонида Андреева "Иуда Искариот"8199- Кто обманывает Иуду? Кто прав?