Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Занимательная Греция

М. Л. Гаспаров

  • Аватар пользователя
    Alissalut7 марта 2024 г.

    Старцы плачут! Злое стряслось!
    Рокот моря – что рев львиный!
    Ты скажи-ка мне, водонос,
    Этот город – впрямь ли Афины?...
    М. Цветаева

    Хотелось прочитать интересную книгу по истории. Эту книгу мне было читать не очень просто. Я гораздо легче воспринимаю развитие идей, а не обзор огромного количества фактов.

    Но куда в истории без фактов? Сам автор пишет, что хотел написать книгу, не упоминая греческой мифологии. И это ему не удалось. Поэтому на последних страницах книги он кратко пишет и о греческих богах, и о греческих героях.

    Что особенно понравилось – это знакомство с интересными историческими лицами.


    Эпаминонд не богател в походах. У него был только один плащ, и, когда этот плащ был в починке, Эпаминонд не выходил из дому. Пелопида упрекали за то, что он не поможет другу, — Эпаминонд отвечал: «Зачем деньги воину?» Персидский царь прислал ему тридцать тысяч золотых — Эпаминонд ответил: «Если царь хочет добра Фивам, я и бесплатно буду ему другом, а если нет — то врагом».

    Все мы знаем из курса геометрии теорему Фалеса. В этой книге мы встречаемся с этим философом и с другими.


    Над Фалесом смеялись: «Он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными!» Чтобы доказать, что это не так, Фалес рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все маслодавильни в округе, и, когда урожай настал и маслодавильни понадобились всем, он нажил на этом много денег. «Видите, — сказал он, — разбогатеть философу легко, но неинтересно».

    Были интересны те периоды греческой истории, которые, как мне казалось, перекликаются с какими-то современными событиями. Например, когда Афины и Спарта без конца воюют друг с другом, истощают себя войнами, а потом, истощенные и слабые, терпят поражение от третьей силы.

    Автор также раскрывает происхождение некоторых слов, имеющих греческое происхождение, но проходя через ряд языков изменившихся немного или практически до неузнаваемости.


    ИДИОТ. Было греческое слово идиос — свой, частный, особый, отдельный; отсюда идиотес — частное лицо. Греки были народом общительным и общественным; всякий, кто сторонился общественной жизни и предпочитал жить частным лицом, казался им чудаком и даже дураком. Отсюда — нынешнее бранное значение этого слова.

    Книгу рекомендую читать небольшими порциями.

    9
    429