Рецензия на книгу
Властелин Колец
Джон Р. Р. Толкин
Аноним9 сентября 2014 г.Я специально свел все, что касается “высших материй” к едва различимым намекам, заметным лишь самым внимательным из читателей, или оставил в виде неразъясненных символов. (из наброска письма к Р. Мюррею)Многие говорят о явных параллелях с христианскими истинами во всем творчестве Толкиена. Разумеется, жизненная позиция автора не может не проявиться так или иначе в его произведениях. С годами я поняла и особенно оценила деликатность Толкиена по отношению “к высшим материям”, хотя многие “специалисты” упрекали его за это, на всех углах важно объясняя всем и вся, о чем же на самом деле писал Толкиен (христианство, вторая мировая война и проч. и проч.) И, конечно, я не претендую на то, что поняла все, о чем писал Толкиен, просто пишу о том, что во мне произвела эта книга.
О слове
Мы живем в таком мире, в котором слова, информация, имя – уже давно не являются чем-то по-настоящему значимым, сокровенным. Мы вольно обращаемся с понятиями, символами, потому что для нас это всего лишь слова… Но Толкиен показал мир таким, каким он должен быть; мир, в котором слова имеют значение, несут в себе силу и характеристики личностей, вещей, именами которых они являются. Персонажи “Властелина колец”, не называют имя врага, говоря: “да не будет названо его имя”, без крайней нужды не допускают звучание вражьего языка, гнушаются вещей, изготовленных, либо принадлежавших врагу.
Брат мне как-то сказал, что с “высшими материями” нельзя обращаться вольно, особенно в творчестве, потому что это на самом деле нечто драгоценное и мощное по своей силе настолько, что ты можешь просто-напросто не отдавать себе отчета в том, что делаешь и какие последствия это будет иметь. Волею судеб вернувшись к размышлению о “слове” и уже 3 года размышляя на эту тему, я все отчетливее понимаю, что к “высшим материям” относится прежде всего само “слово”, как мощная творческая сила. Вот только употребляем мы эту силу, прямо скажем, бездарно, бездумно, а, зачастую и во вред…
О победе
Одна из первых мыслей, вынесенных после прочтения “Властелина колец”, которая пронзила меня своей ясностью, глубиной и простотой – истинная победа и сила заключается вовсе не в демонстрации своего превосходства, величия и власти, она выходит далеко за пределы “разумного и естественного” представления о ней.
Истинная победа и сила всегда находится на пути, который кажется заведомо проигрышным, проявлением слабости и безумия. Заведомое поражение врага заключено в неспособности принять мысль, что есть те, кто добровольно откажется от вожделенного, оказавшись на расстоянии вытянутой руки от него.
Решение уничтожить кольцо всевластья, не воспользововавшись им, отправив в центр Мордора беззащитного хранителя – вот что не могло присниться даже в самом страшном сне бесчисленному сонму врагов, ведь их всех просто сжигала жажда власти, которую давало кольцо. Желание единоличного обладания – это огонь, сжигающий все на своем пути, превращающий в пепел мудрость, красоту, добро, свободу и жизнь.
Отказ от применения власти и силы, имея к ней прямой доступ и, более того, добровольный путь навстречу смерти в сердцевину вражеской империи оказываются в итоге самым мощным оружием, стирающим с лица земли врага и его царство, и является самой взрывающей умы идеей вот уже 3-е тысячелетие…
Самое трудное испытание
Отдавая себе отчет в том, что жизнь в целом – мероприятие не из легких, я считаю, что одно из самых сложных испытаний для человека (а может даже и самое сложное) – это свободная воля, вернее то, как мы ей распоряжаемся. Гораздо легче плыть по течению, как говорится “по воле судьбы”, ну или вообще чьей-то воле, когда от тебя ничего не зависит, при чем в данном случае направление не имеет значения.
Свобода в нашем понимании – это нечто очень приятное, легкое, возможность делать, что захочешь. Но сделать выбор, будучи абсолютно свободным, зная что не будет никакого порицания за то или иное решение, имея внутри совершенно отчетливые желания и устремления, имея полное право – отказаться от него, вот что на самом деле трудно и трудно невыносимо. Внутренне придти к тому, что так поступить правильно и сделать этот шаг. Я, конечно (сохрани Господь), не говорю о том, что называется “самовольное смиренномудрие”, аскеза ради аскезы.
Во “Властелине колец”, на мой взгляд, это одна из центральных идей. Через это испытание прошло много персонажей – Фродо, когда принимал решение нести кольцо в Мордор; Боромир – возжелав кольцо пуще всего и обезумев от этого желания, его брат Фарамир – превозмогший желание наконец-то угодить отцу, доказать ему свою любовь, доставив кольцо в Гондор; Гэндальф – имея возможность завладеть кольцом для благих целей; Галадриэль – оказавшись лицом к лицу с Фродо, добровольно предложившим ей кольцо; и даже Горлум – остаться ли ему Смеагорлом или отказаться от себя…
Это трудно – принять решение и следовать ему неуклонно, следовать вопреки всему. Ведь принять правильное решение – не фокус, а вот неотступно следовать этому решению, имея тысячи возможностей повернуть вспять – вот это как раз то, что взрывает мой мозг, бросает вызов моей вере. И где-то в глубине сердца, на подкорке я чувствую, что это единственный путь к полноте жизни, к жизни, которой стоит жить.
8132