Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
Divnaja_Tigra7 сентября 2014 г.В мире всегда была чума, всегда была война. И однако ж, и чума и война, как правило, заставали людей врасплох.Если бы я снимала фильм по книге, то Чума у меня была бы реальным персонажем. Она ходила бы по улицам, сидела за столом, думала, решала, действовала... Именно так она мне рисовалась от прочтения, хотя автор писал подчёркнуто логическим языком, старался передать события максимально объективно...
Это был ужас! Мне начало книги напомнило Цветаевского "Крысолова": тихий мирный город, и вдруг нашествие крыс! Вы себе можете представить, что на ваших глазах начинают мучительно умирать десятки крыс?? Вы можете ненавидеть крыс, но невозможно не пожалеть их, когда они страдают и в агонии бегут к врагу, надеясь на спасение.
Но крысы были лишь началом, о чём нетрудно догадаться.
А далее долгие месяцы бед, потерь и заточения.
Когда разражается война, люди обычно говорят: «Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо». И действительно, война – это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго. Вообще-то глупость – вещь чрезвычайно стойкая, это нетрудно заметить, если не думать все время только о себе.Представьте, что вас заперли в вашем городе. Возможно, вы и не собирались никуда уезжать. Но сам факт, что вас заперли, толкает на сопротивление!
А что, если вы заперты чумой???
Во всём городе Чума. Ты не можешь видеть её, ты не можешь знать, где она, но знаешь, что она есть.
Столько утрат, столько боли от расставаний. Одни просто скучали по любимым, которых не могли обнять из-за закрытых ворот... А другие теряли навсегда, без надежды снова увидеться.
Как больно видеть страдания ребёнка! И священники могут называть Чуму "Бичом Божьим, посланным за грехи", но как теперь потом ВЕРИТЬ, если не можешь понять, какие же грехи должны быть у младенца, которому приходится терпеть такие муки????
Доктор Риэ просто лечил. Он первым поднял тревогу, он до последнего сражался с Чумой, теряя друзей.
Но рассказчик скорее склонен поддаться искушению иного порядка, он считает, что, придавая непомерно огромное значение добрым поступкам, мы в конце концов возносим косвенную, но неумеренную хвалу самому злу. Ибо в таком случае легко предположить, что добрые поступки имеют цену лишь потому, что они явление редкое, а злоба и равнодушие куда более распространенные двигатели людских поступков.
Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди – они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения.Эта история про обыкновенный город Оран. И про напасть, которая с этим городом случилась.
Понятно, внешне они –выглядели людьми, сраженными горем и страданиями, но уже не чувствовали первоначальной их остроты. Впрочем, Доктор Риэ, например, считал, что именно это-то и есть главная беда и что привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.По словам автора, борьба с Чумой символизирует борьбу с фашизмом (его и называли "коричневой чумой"). Камю сквозь строки проводит мысль, что чума, она может сидеть в голове у кого угодно, даже если внешне он не болен. И неизвестно, когда этот микроб проснётся. Так что остаётся лишь принимать меры и бороться с заразой.
Эти будут счастливы, хотя бы на время. Теперь они знали, что существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда дается в руки, и это нечто – человеческая нежность.529