Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Vienn2 сентября 2014 г.
    Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно.

    Долго думала, писать ли рецензию – произведение программное, столько уже написано о нем, ничего нового, наверно, сказать не смогу, и даже вряд ли буду кому-то интересна. Потом решила: книга, которая неделю не отпускает мои мысли, книга, каждую идею и пласт которой мне хочется рассматривать и обдумывать, - должна быть как-то описана своими словами. Для себя больше.
    Если говорить о нищете, тяжелых временах и невозможности прокормить семью, мое подсознание, опираясь на культурный и исторический багаж, услужливо подсовывает картины русской деревни, или городской барахолки времен НЭПа, или французских шахтерских городков. Это особенность некоей ограниченности кругозора (моего, разумеется), в связи с чем Джону Стейнбеку, можно сказать спасибо за расширение границ, может и не самое приятное, кстати.
    Разумеется, я что-то слышала, что-то читала и что-то смотрела о Великой Депрессии. Разумеется, я знаю, что тотальная безработица это одно из самых страшных социально-экономических явлений. Но голодающая Америка у меня в голове как-то не возникала. Автор с огромным знанием вопроса и безграничным сочувствием к своему народу, не только показал мне, но и разъяснил подробно, с указанием причин, как нерадивому студенту, как экономические пертурбации проходятся по самому незащищенному населению.
    Поначалу высказывания автора на тему «а вот если объединиться», «а вот одним все, а другим ничего», и прочее «взять и поделить» вызывали у меня саркастическую усмешку. Это опять подсознание и культурные реалии взяли слово, коммунистические призывы у современного русского человека живой отклик в душе вряд ли найдут. И я все ждала, что персонажи превратятся в ходульные куклы с транспарантами «землю – крестьянам!». Но нет. Роман продолжил дышать живой болью, живым ропотом, чем и заслужил отклик в сердце.
    Как и любое классическое произведение, «Гроздья гнева» можно бесконечно разбирать на смысловые пласты, вычленять идеи автора, рассматривать характеры персонажей. Разумеется, темы эти вечны: прощание с родным домом, ценность семейных уз, мечты о собственном клочке земли, сплачивание людей перед лицом беды. Сколько раз мы читали об этом?
    Отдельно хотела остановиться на бытописании: какие все-таки разные страны! Совершенно разное представление о необходимой еде, необходимых вещах. Как на другую планету заглянула (кто представит себе русского крестьянина, который ищет последние копейки на сахар?). Попутно поняла, почему США считается страной толстяков.
    Главный вопрос после прочтения: почему крестьяне (или фермеры, как ни назови), то есть люди, работающие на земле, люди, производящие не абстрактные деньги, а вполне реальную пищу, в любой стране и в любом времени были самым нищим, неустроенным и голодным слоем общества? Почему так?

    7
    32