Рецензия на книгу
Die Enkelin
Bernhard Schlink
Andrej_Tscharniauski22 февраля 2024 г.В ПЛЕНУ ФАЛЬШИВЫХ ИДЕАЛОВ
Моральный выбор, отголоски переломных моментов истории в современных реалиях, рефлексия внутреннего мира человека и поиск самого себя стали литературным кредо немецкого писателя Бернхарда Шлинка. Содержание, которым он наполняет эти, казалось бы, вечные темы, всегда нетривиально, а используемые оттенки и подмеченные детали – поразительны. И это при том, что авторский стиль легко узнаваем. Язык Шлинка, суховатый, ёмкий, неспешный, сдержанный, не выпячивающий эмоции, а, скорее, припрятывающий их, дающий богатую почву для размышлений и возможность читателю самому делать выводы, негромкий и одновременно убедительный – такое присутствие автора сложно перепутать с каким-либо другим, оно ощущается с первых же страниц. Его последний на данный момент выпущенный на русском роман «Внучка» («Die Enkelin») в событийном плане можно разделить на «до» и «после». Каспар и Биргит Веттнер почти всю свою сознательную жизнь прожили вместе. Они познакомились ещё в мае 1964-го, во время слёта немецкой молодёжи в столице ГДР, где у Каспара, учившегося в Западном Берлине, появилась редкая возможность пообщаться с ровесниками из Восточной Германии. Спустя полгода Каспар помог ей бежать в Западный Берлин, где началась их новая и долгая совместная жизнь. Но лишь теперь, на склоне лет, он узнаёт страшную правду, сделавшую возможным этот побег. Придя однажды с работы домой, он обнаружил Биргит в ванной – она покончила жизнь самоубийством. Пытаясь разобраться в причинах трагедии, он ищет ниточки, ведущие в прошлое своей жены, в которую когда-то влюбился с первого взгляда и которую, как ему казалось, он отлично знал. Спойлерить, естественно, не буду, но всё, что будет разворачиваться после, т.е. уже в наши дни, и будет самым интересным. Эта книга – мыслительное занятие для души, которое для одних может стать работой над ошибками, а для других – предостережением или помощью. Этот роман о том, «какие разрушительные последствия может иметь молчание». О боли и надежде, возмущениях и обидах, о бесплодных попытках «предстать перед своим собственным судом и услышать оправдательный приговор». О невероятной силе искусства. О болевых точках современного немецкого общества, главной из которых являются радикальные ультраправые поползновения. Автономные националистические поселения, где запрещается носить джинсы, пить кока-колу и посещать кино, все эти песни и девизы из репертуара гитлерюгенда, обряд инициации молодёжи, формочки для выпекания рождественского печенья в виде свастики – от всего этого отвисает челюсть. Дико, когда 15-летний подросток безапелляционно заявляет, что «настоящими композиторами могут быть только немцы» или что «холокост изобрели задним числом». Страшно, когда родители про свою дочь говорят, что «Зигрун принадлежит Германии» и они не позволят, чтобы кто-то отнял её у страны. Жутко, когда узнаёшь «об угрожающих масштабах этого явления, о том, как гибко они приспосабливаются к современным условиям, как сильно представлены в среднем классе и как много в их молодёжных организациях детей адвокатов и врачей, учителей и профессоров». Пример «маленького человека», предпочитающего не высовываться, незаметного и добродушного, каким Бернхард Шлинк показывает нам Каспара, убеждает, что каждый из нас, каждый по-своему может противостоять нравственной и духовной гибели человека, который тебе дорог. Процесс лечения души продолжителен, мучителен, но небезнадёжен.
P.S. А ещё у одного из главных героев, Каспара, тот же день рождения, что и у меня – 2 июля.
6581