Рецензия на книгу
Школа добродетели
Айрис Мёрдок
SaganFra1 сентября 2014 г.У каждого человека в душе — дыра размером с Бога,
которую каждый заполняет как может.
Это дыра и есть — одиночество.
СартрВ очередной раз убеждаюсь, что писательский талант Айрис Мердок просто поражает своим величием и великолепием. Ее познания в человеческой природе не имеют границ. Айрис Мердок тонкий психолог. Так раскрыть внутреннее содержание каждого своего героя может только она. Как все, наверное, догадались, я обожаю творчество Мердок.
Этот роман написан очень тонко. Сюжет, опасно балансируя между реальностью и вымыслом, закручен вокруг трагедии в жизни Эдварда Бэлтрама. Он по глупости и из дурости подмешал своему другу наркотик и тот в наркотическом опьянении выбросился из окна и погиб. Эдварда захлестнуло отчаянье, муки совести и безграничное одиночество в своем горе. Нет, вокруг него много людей, но это все не то. Он одинок в толпе. Вот та пустота в душе Эдварда, чем ее заполнить? Богом? Новым занятием? Книгами? Путешествиями или новыми людьми? Одиночеством…
Айрис Мердок заставляет своих героев страдать по-особому. Это полное погружение в себя, созерцание как бы «со стороны» своего горя и черная меланхолия. Героям Мердок кто-то нужен чтобы пережить свое горе. Эдвард ищет утешение в Джессе, Брауни и Илоне. Он как будто бы боится «пережить» свое горе. Ему необходимо проживать его снова и снова, смакуя, что ли.
Да, все мы переживаем трагедии в своей жизни. После них стоит отряхнуться и идти (жить) дальше. Нужно просто сделать выбор как жить дальше, чем заняться. Но, Эдвард бежит от этого выбора или желает, чтобы кто-то подтолкнул его, но незаметно.Таким же не определившимся в жизни выглядит и Стюарт, брат Эдварда. Он мечется от одного к другому. Отказавшись, даже не попробовав, от секса он решил прожить жизнь вне социума. Но как? Он не собрался постричься в монахи, не поселился на необитаемом острове, он просто оградился от самой жизни барьером. Он тоже ждет побудительного пинка. Но от кого? От Эдварда умирающего от горя по умершему другу Марку? От Гарри (отца), который встречается с женой своего друга Томаса Мидж? От Томаса, погрузившегося в психоанализ настолько глубоко, что не замечает измены своей жены Мидж со своим другом Гарри (отцом Стюарта и Эдварда)? Все настолько запутано и сложно, столько интриг и неразрешимых, казалось бы, любовных треугольников. Герои паразитируют друг на друге. Они словно энергетические вампиры высасывают энергию из близких.
Эдвард, получив «знак свыше» (пинок) отправляется искать своего настоящего отца Джесса, чтобы он помог пережить ему свое горе. То, куда он попал, просто другой мир. Тут конечно фантастика поборола реальность. Так атмосферно и утопично сюжет еще не закручивался…
Читайте книги Айрис Мердок.15351