Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Молчание пирамид

Сергей Алексеев

  • Аватар пользователя
    ocoeurr31 августа 2014 г.

    Уж сколько раз твердили миру – не беритесь за книги, которые изначально не вызывают у вас особого энтузиазма.

    Дано:

    • автор, упоминание которого вызывают у вас и ваших весьма сведущих в литературе друзей недоуменную гримасу отчаяния
    • сверхконцентрированный дух «Великой Руси», яростно заполоняющий всё произведение
    • давно приевшаяся тема игрищ со временем, в частности, с недалеким будущем (нет, ну а с чем же еще)

    Внимание, вопрос: какой черт вас дернул вообще открыть эту книгу?

    Ну, что ж, а если отбросить иронию, без которой это произведение вывезти довольно сложновато, мы имеем следующее. «Молчание пирамид» - это квазиславянский детектив, наполненный (порой не совсем уместными) философскими рассуждениями, теориями, легендами и невнятными героями. Главный вопрос Сергею Трофимовичу мы имеем задать практически с первых глав – чего ради нужно было вводить столько вопросов, ответы на которые приходится додумывать самим читателям? Как нельзя кстати тут будет в тему сравнение со школьником-фантазером, который, радостно сочиняя свою очередную историю, настолько увлекается всё новыми внезапно пришедшими в голову «достоверными событиями», что совершенно забывает про то, что говорил раньше. Ситуация вполне забавная, когда дело касается восьмилетнего мальчугана, но очень грустная, когда речь идет о современной русской литературе.

    Впрочем, главным разочарованием книги является ее анонсированная тема, вернее, отсутствие как такового ее должного развития. «Приходите, мы расскажем вам про рецепт молодости и просветления, а также про то, что бывает, если заглянуть в будущее!», зазывает нас описание книги. На деле же ощущение, будто тебя позвали на выставку импрессионистов, показали две-три картины, а дальше бодро понаставили рядов с картинами товарища Шишкина (ничего не имею против, но) – «вот, ребята, что такое на самом деле искусство, леса там, мишки, все дела». Берегись автомобиля, в смысле, не суйся в будущее, читатель, ничего хорошего тебе от него не будет. Мысль разумная, но уж точно не ради нее мы брались за эту книгу.

    Язык данной книги вызывает некоторые разногласия. С одной стороны, книга читается весьма ненапряжно, с другой стороны, у воспитанников Виана, Павича и Фолкнера слезы выступают на глаза – нет, ну не может быть, чтобы нельзя было написать чуть более красиво, витиевато, вычурно, в конце концов. Тема пророков сама по себе безумно вдохновляющая, нельзя адаптировать эту тему под среднего потребителя а-ля «да ладно, язык, главное, чтобы все поняли». Если же говорить, впрочем, о сильных сторонах мастерства автора – разнящийся по регионам сленг говорит о том, что Алексеев довольно вдумчиво и долго изучал эту тему (либо поднакопил немалый жизненный опыт, что тоже весьма уважаемо), прежде чем писать данную книгу. На этом, к сожалению, галочки «за» в моем списке заканчиваются.

    На самом деле, можно долго играть в «мышки плакали, кололись, но продолжали плеваться ядом, раздражая всё живое вокруг», но, если вкратце –
    если это действительно российская литература и ее будущее, то я на полном серьезе являю собой сергейтрофимычевского младенца, который видит будущее и плачет, горько плачет, а сказать ничего не может. увы.

    5
    491