Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    amourgirl31 августа 2014 г.

    «Сомы грамм - и нету драм»

    «О дивный новый мир», пожалуй, самое известное произведение Олдоса Хаксли, человека, который смог «предсказать» более семидесяти лет назад нашу современность и то, куда все клонится. Оригинальное название книги – «Brave new world». А ведь и правда – он храбрый, если поднялся на новую ступень технологий и производства (в т.ч. людей), или же наоборот: поддался нескольким «сильнейшим», которые умертвили все чувства и разум? «- Они вырастут, неся в себе то, что психологи когда-то называли «инстинктивным» отвращением к природе. Рефлекс, привитый на всю жизнь. Мы их навсегда обезопасим от книг и от ботаники».

    Во всем – расчет. Во всем – полезность. Общество. Бездумность. Роботы и растения. Лично по себе не могу сказать, что текст книги не ввергал меня в шок, в поражение, в осознание, пусть будет так, - кажется, эти все авторские мысли давно были какой-то непреклонной истиной, которая заранее всем известна.
    Людей – создают. В таком «дивном новом мире» слово «семья» и «любовь» считаются ругательством и оскорблением. Это не те правила, которым тавтологически следует следовать. Люди делятся на классы: высшие и низшие. Им заранее кодируется мозг, понятия, привычки…


    «Директор терпеливо стал объяснять. Если младенцы теперь встречают розу ревом, то прививается это из высоких экономических соображений. Не так давно (лет сто назад) у гамм, дельт и даже у эпсилонов культивировалась любовь к цветам и природе вообще. Идея была та, чтобы в часы досуга их непременно тянуло за город, в лес и поле, и, таким образом, они загружали бы транспорт».

    Ведь:


    «Любовь к природе не загружает фабрик заказами. И решено было отменить любовь к природе».

    «Бернард покраснел, опустил глаза.

    • Я хочу сказать – побродим, поговорим вдвоем, - пробормотал он.
    • Поговорим? Но о чем?

    Бродить и говорить – разве не так проводят люди день?»

    А разве не похоже на наш современный мир, где предпочтение перестало отдаваться прогулкам, словам, речи, правильности, может даже – интимности разговора? День люди проводят, как кажется, слепо: технологически, рутинно или, наоборот, бешено, совсем не замечая то, что вокруг: другие создания, природа…

    Оказывается, в «новом мире» есть наказание за непослушание и не следование Правилам:
    «Его ссылают на остров. То есть посылают туда, где он окажется среди самых интересных мужчин и женщин на свете. Это все те, в ком почему-либо развилось самосознание до такой степени, что они стали непригодными к жизни в нашем обществе. Все те, кого не удовлетворяет правоверность, у кого есть свои самостоятельные взгляды. Словом, все те, кто собой что-то представляет». Для тех, кто почему-то отклонился от «нормы», от того, каким должен быть человек (а человек ли?). И их посылают – в нормальный мир? Где есть место мнению и любви. Разве это наказание…

    В качестве Бога автор взял персону Форда. В то время он ведь считался основателем машин, технологий, прогресса…
    «Целая коллекция порнографических старинных книг. В сейфе Бог, а на полках Форд, - указал он с усмешкой на стеллажи с книгами, роликами, бо

    • Но если вы о Боге знаете, то почему же не говорите им? – горячо сказал Дикарь. – Почему не даете им этих книг?
    • По той самой причине, по которой не даем «Отелло», - книги эти старые; они – о Боге, каким он представлялся столетия назад. Не о Боге нынешнем.
    • Но ведь Бог не меняется.
    • Зато люди меняются».
    /i>


  • «- Если бы вы допустили к себе мысль о Боге, то не унижались бы до услаждения пороками. Был бы тогда у нас резон, чтобы стойко переносить страдания, совершать мужественные поступки. Я видел это
    • Не сомневаюсь, - сказал Мустафа Монд. – Но мы-то не индейцы. Цивилизованному человеку нет нужды переносить страдания, а что до совершения мужественных поступков, то сохрани Форд от подобных помыслов. Если люди начнут действовать на свой риск, весь общественный порядок полетит в тартарары».

      Ближе к концу произведения появляется новый персонаж, отличающийся от всех вместе взятых - это Дикарь. Такое «прозвище» дали ему за его инакомыслие, другие позиции и стремления. Он жил в другом мире и воспитывался тоже по-другому.

    -другому.
    Жалко… Очень жалко его. Не смог.


    «Высоко за аркой там виднеются две по
    • Мистер Дикарь!
  • Мистер Дикарь!

  • Медленно, медленно, подобно двум неторопливым стрелкам компаса, ступни поворачиваются вправо – с севера на северо-восток, восток, юго-восток, юг, остановились, повисели и так же неспешно начали обратный поворот. Юг, юго-восток, восток…»

    Интересно, а Мы сможем? Правда, мир не так сильно изменился, но в общей массе чувствуешь себя не таким, не как все. Ведь все думают и делают все по-другому. Для них не остается истин и законов природы, естественности, свободы. Это – масса, это – общество. Общество, которое претерпело невыносимые перемены, где государство склоняет всех под одну гребенку, указывая что и как нужно делать, чтобы было правильно, полезно, нужно и удобно Им. Куда мы катимся, право… Казалось бы, надежда еще есть, ведь столько разных людей: творческих, свободных, любимых… Но как только мысли касаются реальности – надежда пропадает. Как может противостоять одна песчинка целой песчаной бури?
    «Юг, юго-восток, восток…»

4
32