Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
Lady_North31 августа 2014 г."Защита Лужина" стала первой книгой русского классика, которую я взяла в руки после окончания школы. В школьные же годы я послушно читала полагавшееся по программе. Мало что попадалось под настроение, под возраст, и потому, видимо, настолько и отбилось желание читать отечественных авторов, да еще и классиков. Осталось впечатление, будто русская классика - это всегда нечто что-то монументальное, с тучей архаизмов, где смысл надо выискивать с семи собаками и на разный лад трактовать пресловутые синие занавески.
Но вот все же дошла я до русских авторов снова, на этот раз осмысленно, потому что "хочу", а не потому что "надо". И первым стал Набоков. Меня давно привлекает его "Лолита", во многом противоречивыми отзывами. Но начать решила с "Защиты Лужина" и не пожалела.
Во-первых, у Набокова потрясающий язык и слог. Он выписывает убийственного размера абзацы, целые страницы идут полотнами без диалогов, и это вовсе не мешает зачитываться этой книгой. Неожиданные, свежие метафоры, такие образные, сочные. Хочется вроде бы что-нибудь процитировать, но здесь нет ни одного предложения, отвлеченного от сюжета, ни одной философской мысли, высказанной автору просто "кстати". Идет одно повествование - но какое! Это определенно надо прочесть самому, чтобы понять.
Во-вторых, как он описывает героев. Это же надо так выкрутиться, что на протяжении всей книги называть героя исключительно по фамилии. Имени отца и матери Лужина мы тоже не знаем. Об его жене не знаем даже и фамилии. Мелькает лишь Валентинов, Турати, да еще несколько имен второстепенных персонажей. Вероятно, это неслучайно, и по именам Набоков называет лишь тех лиц, кто сыграл в жизни Лужина наиболее значимые роли. И тем самым подчеркивает тщетность попыток жены вернуть Лужина к жизни, привить интерес к чему-то новому, заинтересовать, развлечь... Все тщетно, так и прожил Лужин всю жизнь на шахматной доске...
Отдельно хочется подчеркнуть, как мастерски описывает Набоков сумасшествие своего героя. Обычно, автор понимает ненормальность героя и описываемых поступков, и смотрит на это с позиции разумного, адекватного человека. Набоков же показывает нам все это глазами Лужина - и все кажется естественным, логичным. И сам Лужин кажется не сумасшедшим - просто особенным и непонятым. И мы четко видим тот момент, когда впервые пошатнулось его восприятие реальности, важный, переломный момент, когда игра всей жизни вдруг стала жизнью.
Об этой книге, кажется, можно долго говорить и не сказать ничего вовсе. Это надо читать, я считаю. Знакомство с Набоковым обязательно продолжится.530