Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2014 г.

    Февраль 2014. Невыносимая тяжесть гирь на детском сердце. Чувствую. Если кратко. Не знаю причину по которой решила ее прочесть – никогда не знаешь, пока книга сама тебя не выберет.
    По каким признакам я определяю, нравится мне что-то или нет, трогает меня что-то или нет? По эмоциям. Они служат индикатором. Я человек не очень эмоциональный, но тут у меня слезы текли по щекам. Текли и не останавливались. (Это не по теме, но фильм стоит посмотреть и особенно послушать Alexandre Desplat - The Sixth Borough). Я бы могла при желании написать нечто оригинальное и претенциозное, но мне просто не хочется делать этого. Знаете, бывает привязываешься к героям книг. Так вот, я полюбила Оскара и никому в обиду его не дам. Ненавижу, когда страдают дети. Дети не должны страдать.
    Бесспорно, книга о боли. О боли, которую испытывают люди, потерявшие близких людей. Тема вечная и неисчерпаемая, потому что всегда теряешь и терьешься сам. Боль, которая так стара, но не менее сильна, чем в начале: боль не имеет срока годности – она погружается все глубже и глубже на самое дно существа и, наливаясь у сердца свинцом, растекается по крови ядом. Давняя боль - это отравленная кровь, которая пронизывает всего тебя с ног до головы , опутывает цепями кровеносных сосудов, вен и держит тебя в мире живых мертвецом – опустошенным и больным, уже ничего не чувствующим. Конечно, любая книга затрагивает много вяческих тем, но в этой я могу выделить несколько основных:

    • Непрерывная война. Люди причиняют друг другу боль всю жизнь, пусть даже неосознанно. Люди теряли близких во время войн в прошлом, во время открытых войн, когда люди могли свободно убивать «врагов». Сейчас война отлично организована, действия точно спланированы и продуманы так, чтобы никто не выжил. Скрытая война – терроризм – удел нашего времени.


    «Самолеты врезаются в здания»
    «Летящие вниз тела»
    «Самолеты врезаются в здания»
    «Здания обрушиваются»
    «Летящие вниз тела»

    Когда и где ты можешь умереть? Автобус. Метро. Небоскреб. Концерт. Торговый центр. Школа. ..
    Война никогда не заканчивается и, боль одинакова во все

    • Боль, вызванная потерей близких.
    ких.

  • Главный герой романа (третье поколение-внук) – Оскар Шелл, мальчик, потерявший своего отца в теракте 9/11 и по-своему «с гирями на сердце» переживающий его смерть. С первых страниц становится ясно, что мальчик слишком умен для своего возраста и весь его мир сосредоточен на отце (Томас Шелл), единственном человеке, с которым он мог разгваривать на равных. Можно вообразить, что происходит с тобой, если твой мир разрушается. Мальчик многое видит и многое не понимает в поведении и поступках взрослых. Даже будучи настолько умственно развитым, больше, чем многие взрослые, Оскар остается ребенком. пытаясь справиться со своим горем, он не принимает смерть отца, не может поверить, что он уже больше никогда не зайдет к нему в комнату, не ляжет на кровать и не расскажет историю про Шестой округ Нью-Йорка. Оскар ищет, цепляется за последнюю ниточку, как будто связывающую его с отцом – ключ, который может быть от любого замка. Он становится одержим идеей найти замок, к которому подойдет ключ. Он ищет так отчаянно, как будто хочет вернуть своего потерявшегося папу. Гири на сердце, оберегать маму и бабушку, наставить себе синяк. Наказывает себя за то,в чем нет его вины.
    Он не мог успокоиться, потому что не знал как именно погиб его отец, его семья даже гроб пустой закапывала. Он не спал, а постоянно изобретал: всевозможные варианты смерти его отца, устройства, с помощью которых люди бы не грустили и не умирали. Боль делает всех старше и сильнее. Книга «Всякая всячина, которая приключилась со мной», напичканная распечатками из интернета, где человек падает с верхних этажей горящего здания – может это его папа? Никогда уже не узнаешь чей это папа, чей это сын, чей брат, чей муж. Человек падает. Перемотка назад. Человек поднимается по небу назад, входит в окно, спускается задом наперед , пятится, спускается на лифте, выходит из здания и уезжает далеко. Как в жизни не хватает пульта управления, который мог бы останавливать мгновения и перематывать назад, когда все еще хорошо. Ка справиться с болью? Если поможет, то и пустой гроб отца откопать можно, чтобы проверить, что его там действительно нет, доказать себе.
    Гири на сердце становятся легче,когда ты делишь свою боль с родными и близкими. Мне кажется, в этом суть книги. Люди умирают, люди страдают.


    «Конец страданий не оправдывает страданий, поэтому-то у страданий и не бывает конца»

    Если хочешь в одиночестве переносить боль, станешь невыносим и сделаешь несчастными других. Несчастье порождает несчастье. Близкие люди, которые любят нас, разделяют нашу боль, потому что у любящих все общее. Жизнь идет, люди рождаются, люди умирают. Жизнь страшнее смерти. Оставаясь в прошлом, упиваясь своим горем, не живешь настоящим и у тебя нет будущего. Ты застрял в пасти у прошлого и пошевелиться не можешь. Так случилось с дедушкой Оскара (Томас Шелл). Будучи совсем юным, он потерял все, чем дорожил: семью, свою девушку, которая ждала ребенка. Война забрала все и похоронила его душу там же, в разгромленном Дрездене. Призрак, переезжающий из города город. Вскоре слова растерялись. Последним словом было «я». Человек уже нет.
    «Как знать, если бы я сказал: «Я потерял сыночка», «Я так боюсь потерять то. Что люблю, что запрещаю себе любить», это могло сделать невозможное возможным. Как знать, но я не смог, я зарыл в себе слишком многое, слишком глубоко».
    Он пытался «вылепить» Анну из ее сестры, влюбленную только в него. Сломана жизнь еще одного человека. Боль накладывается на другую. Она не пыталась его изменить. Он писал письма и создавал из нечто ничто, чтобы утонуть там вместе с ней, потому что твой ближний тонем с тобой. Он не рассказывал ей про Анну, про убитых животных, она не рассказывала ему о своем отце – лучшем из лучших. Два человека, постепенно растворялись в Ничто. Она осталась одна, вырастила сына (отец Оскара), лучшего из отцов. Мальчик рос с матерью, ничего не зная об отце, он искал его, как потом искал его Оскар. У детей должны быть родители. Томас Шелл решил, что станет хорошим отцом своему сыну и стал. Он жил, растил сына, занимался работой, которую не любил, чтобы обеспечить семью. Дети не должны быть одни. Всем детям нужны отцы, чтобы как-то раз рассказать на ночь историю про людей из Шестого округа.


    Я не верю в Бога, но верю, что в мире все жутко сложно, а сложнее того, как она тогда на меня смотрела, вообще ничего нет. Хотя, в сущности, все запредельно просто. В моей единственной жизни она моя мама, а я ее сын.


    Будьте друг к другу добрее. Говорите друг другу "люблю". Любите своих детей. В жизни и так много боли, зачем же причинять ее своим близким?

3
24