Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ремесло

Сергей Довлатов

  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2014 г.
    Березы, оказывается, растут повсюду. Но разве от этого легче? Родина-это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки...Нелепые, ужасающие стихи...Мысли о самоубийстве...Стакан «Агдама» в подворотне...Армейская махорка...Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка...Косо перечеркнутые строки...Рукописи, милиция, ОВИР...Все, что с нами было, - родина. И все, что было, - останется навсегда...

    Все это лето я находилась под впечатлением от литературы двадцатого века. Эта эпоха меня гипнотизирует, волнует, тревожит, увлекает и не оставляет равнодушной. Двадцатый век – век свершений, открытий и потрясений для всего мира, чего уж тут говорить о России. И двадцатый век одарил нас дарованием в лице Сергея Довлатова.
    Сергей Довлатов был одним из многих бедствующих «прогрессивных молодых писателей», которых на родине не печатали. Помимо невозможности реализовать себя как писатель и журналист, он подвергался гонениям и, как обычно это было, никто ничего не объяснял.
    Так получилось, что автобиографический роман «Ремесло» (в котором, помимо «Ремесла», была еще и «Иностранка») стал моим первопроходцем в творчество этого замечательного писателя (если мне кто-то нравится, то я буду долго петь ему дифирамбы). Прочла книгу в тот же день, в какой и откопала ее на книжной ярмарке, ибо есть такие авторы, труды которых никогда не будут пылиться на полках читателей (если у тебя на полке стоит Довлатов, а ты его еще не прочитал и не перечитал, то поспеши исправить этот промах).
    «Ремесло» начинается вопросом, который автор задает сам себе: «Кого могут заинтересовать признания литературного неудачника?» А я отвечу: того, кто хочет насладиться прекрасным, остроумным, живым языком; того, кто хочет побольше узнать о том, ушедшем двадцатом веке; того, кто хочет услышать рассказ умного и талантливого писателя-эмигранта о жизни в чужой стране; и, конечно, того, кто является почитателем творчества этого человека(то есть, меня в том числе).
    Итак, если ты уже заинтересовался, то:
    «Ремесло» - это жизнь одного человека: все события (радостные и печальные, нелепые и абсурдные), все люди, встречавшиеся на его пути;комичность и плачевность положения русских эмигрантов и их противоречивая, разношерстная компания. У этих людей есть только их прошлое, воспоминания, родной язык и непреодолимое одиночество. И как ярко, точно умел Довлатов обрисовать характер каждого встречного, всего лишь процитировав его.
    Довлатов честно написал о Ленинграде 70-х, о своих горемычных товарищах из обнищалой творческой богемы, о своем тернистом пути писателя и журналиста, о том, как все мечтали о «свободной жизни» в Америке и какие разочарования их постигли. И не имеет значения где ты - в Ленинграде, Таллине или Нью-Йорке – ты и твои проблемы везде те же.
    Что подкупает? Ирония, добродушие и откровенность Сергея Довлатова.


    Я – мстительный, приниженный, бездарный, злой, какой угодно – автор. Те, кого я знал, живут во мне. Они – моя неврастения, злость, апломб, беспечность. И самая кровавая война – бой призраков. Я – автор, вы – мои герои. И живых я не любил бы вас так сильно.
    3
    100