Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в двадцати шести томах. Том 20: Плодовитость

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2014 г.

    В привычных традициях Золя распахивает перед нами даль своего романа "Плодовитость" (Fecondite, 1899) из серии «Четвероевангелие».
    Все иллюстрации романа построены на контрастах. С одной стороны мы погружаемся в семейную сагу супругов Фроманов, Матье и Марианны. Бывший горожанин Матье оставил город и начал крестьянствовать в Жанвиле и стал успешным фермером, владельцем Шантебле. Но главное: получил огромную награду в виде многочисленного потомства. Его упрекали в неосмотрительности, большинство считали это безумием и безрассудством. Зато через сорок лет оказалось, что его "безумие" было мудростью. Бедняк одержал верх над богачами. И численность его семьи только способствовало укреплению ее благосостояния. Естественный закон деторождения стал лакмусовой бумажкой в их жизни, залогом стабильности и благополучия, целой будущей империей Фроманов.


    Всемогущей, непобедимой завоевательницей была плодовитость. И это завоевание произошло само собой, они и не желали его, и не чаяли, всем этим они обязаны своей честности, лишь тем, что выполняли свою задачу.

    Но страсти кипят везде. Это завод Бошенов, который начал процветать лишь благодаря усердию того же Фромана. Это полуразваленная мельница Лапайера, проводившего дни в ругани с женой и упорном нежелании возделывать землю. И всё это окутано плотным туманом семейных тайн.
    Помимо прочего улицы города тоже не молчат и в изобилии вываливают на читателя многочисленные коварства гнусной жизни. Мы видим щедрый урожай зла: на наших глазах совершаются жестокие убийства, процветают разбой, проституция, безработица, нищета. Ряд мучительных смертей вплоть до самоубийства поддерживают очаг ужасающей заразы, которая плотно гнездится в зловещем мраке парижского дна.
    Золя щедро и с размахом рисует картины отверженного детства, когда брошенный ребенок вновь выплывает из неблагополучного бытия, расчищая себе дорогу от воровства к убийству.
    Много бумерангов возвращаются каждому герою. Так в семейке старого мельника Лапайера в Париже умирает сын Антуан от праздности и порока. Но супруги Лапайер сами своими руками спровадили сыночка в город и с детства внушали ему отвращение к земле и мысли об "исключительности", то, что он "барин" и не должен повторять судьбу своих родителей. Всё кончилось плохо: на закате дней жизнь разрушена для Лапайера. Его окружают одни лишь развалины и одиночество. Зато Фроман сумел полюбить землю - и земля не замедлила ответила ему тем же.
    Как и любой роман Золя, я прочитала его с интересом и удовольствием. Автор вытаскивает и кропотливо раскладывает перед читателем самые горькие и страшные карты жизни, дабы разобрать их и уничтожить. Но по счастливому сценарию Золя за всем этим непременно последуют Радость и Плодородие.

    И чтобы подвести окончательные итоги, хотелось бы сказать, что Золя безусловно идеализирует свои убеждения. Его идеи благие и прозрачные, он успешно маневрирует ими, с целью создать "справедливый праведный мир" и заново отстроить общество. Только на деле так не бывает. Ясно, что это глобальный подход к "объятию необъятного" навстречу светлому будущему. Но остается лишь светлая лирика, где всё выливается в утопию. Слишком много общественных ограничений и социальных оков государственной системы. Эти оковы слишком тяжелы для одного человека. Не для "апостола", на примере которого писатель показывает действие и развитие своей теории. А для обычного человека. Тогда все давно уже жили в раю. И это понятно. Ведь автору "экспериментального романа" такие вещи простительны. Просто для себя я давно поняла, что нахожу его книгах совершенно иные вещи. Меня влекут законы наследственности, как они сказываются на формирование личности человека, их власть, влияние и глубину. И весь этот огромный труд проделал мой любимый французский писатель.

    P.S. Как и в грандиозной серии "Ругон-Маккары", где из романа в роман кочуют знакомые лица, мы видим выросших детей героев, видим, как складываются их жизни, какие новые повороты судьбы их ожидают. Так и серия "Четвероевангелие" (Les Quatre Evangiles) по задумке автора должна была состоять их четырех книг, но помимо "Плодородия" вышли три - "Труд" (Travail, 1900) и "Истина" (Vérité, 1902), а "Справедливость" (Justice) так и не была написана. Этому помешала смерть писателя. К тому же эта серия является продолжение трилогии "Три города" - «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898). В трилогии заложена глубокая социальная подоплёка. Это драма аббата Пьера Фромана, снявшего рясу в поисках справедливости. А "евангелистами" этого реформистского обновления выступят его сыновья. Их-то мы и увидим в "Четвероевангелии".
    Четверо сыновей Пьера Фромана: Жан, Люк, Марк, Матье - имена четырех евангелистов во французском звучании. Матье (Матфей) создает жизнь, дом и плодовитость, Люк (Лука) - город и труд, Марк - истину, которая является конечной целью всякой науки (тем самым подводит к справедливости) и Жан (Иоанн) - справедливость, которая объединяет человечество и обеспечивает мир. Таким образом Коло Жизни плавно замыкается.

    7
    637