Рецензия на книгу
Бегущий по лезвию бритвы
Филип Дик
Аноним28 августа 2014 г.Когда я искал по поиску "Бегущего по лезкию бритвы" я наткнулся на отзыв, где сравнивался "Бегущий человек" Кинга и "Бегущий по лабиринту" Дэшнера, мол, у второго увлекательнее сюжет, поэтому сначала я прочитал Дэшнера.
Сейчас я пребываю в состоянии когда - представьте себе - вы вспотели, вымокли, весь в грязи, а солнце неистово палит с небес. Вы пытаетесь вымыться, но под ногами течет только лишь маленький грязный ручеек, из которого можно лишь зачерпнуть ладонь-другую воды и растереть по изнеможенному телу. Теперь представьте, что при тех же вводных данных вы опускаетесь в бескрайний окаен, который подхватывает вас на свои солено-синие волны и несет вдоль берега, даруя телу долгожданную прохладу и покой.
Филип Дик представляет собой классическую фантастику с неспешно развивающимся сюжетом - действие всего романа развивается в течение одного дня - с достаточным количеством рассуждений и описаний.
Перед читателем открывается мир будущего после войны, в которой человечество практически было истреблено и мир лежит в руинах. Большинство эмигрировало на другие планеты, единицы остались на пыльной выжженной планете, на которой практически исчезли все животные. Зато буйным цветом расцвели корпорации, производящие андроидов для колонизации других планет. Естественно, что часть андроидов бунтует, убивает своих владельцев и бежит на Землю, правда, неясно зачем. Таких индивидов ищут охотники и отстреливают, получая за каждого солидное вознаграждение.
Не буду углубляться в перипетии сюжета, скажу только, что основное внимание уделено вопросу "человечности" андроидов и их отличию от людей в мире, где роботы постоянно улучшаются и улучшаются. Таким отличием является проявление людьми эмпатии, выраженного в сочувствии и сопереживании. Большинство, если не все, стараются завести животных, стоящих бешеных денег или, в крайнем случае, электроживотное. Современной религией становится сопереживание, которое проявляется через аппараты эмпатии, позволяющие человеку подключиться к "святому" Мерседу, раз за разом всходящим на гору несмотря на преграды и летащие в него камни.
С другой стороны стоят андроиды, высокоинтеллектуальные роботы, неоличимые от людей а, возможно, и превосходящие их. Антагонизмом мересизма становится телепередача Бастара Френдли (аналогия как бы говорит нам о Bastard Friendly), ведомая андроидом, которая в итоге разрушает миф о мересизме, что призвано впоследствие сыграть андроидам на руку.
Центральной фигурой повествования есть Рик Декарт, прообразом которому служит Рене Декарт, постулировавший "я мыслю, следовательно, я существую".Повесть оставляет цельное впечатление от мира, хотя, все же, непонятно, откуда берется Мерсер, если как выясняется, он лишь актер - как его могут видеть Изидор и Рик в заброшенном доме? Как с ним получается сливаться Рику в последних главах без эмпатоскопа? Ощущение нуара и траурности мира, в котором, по сути, нет никакой надежды и люди доживают свой век - жена Рика, переходящая от депрессии к прострации, Рик, ищущий денег на настоящее животное, которому можно излить свою эмпатию, и просто выполняющий свою работу особо не думая, Изидор, смотрящий правительственный канал и разрывающийся между мерсеризмом и прагматичными развлечениями в эфире.
Присутствуют некоторые неувязки и неточности сюжета, но созданию цельного образа они не мешают, даже наоборот, дополняют его. Некоторые сравнивают фильм с книгой - но как по мне, так это две совершенно разные истории - Ридли Скотт даже не читал роман, а Филип Дик, после просмотра фильма сказал, что именно так он и представлял описываемый мир. Эти две истории совершенно различны, но обе имеют бесспорное право на жизнь, считаясь классикой.
Являясь поклонником нуара (и неонуара, по настроению) за отличное техническое исполнение и сюжет несущий мысли и повод задуматься, как и за открытый финал - ставлю 4,5. Но, поскольку тут этого нет, ограничусь 5-ю.
438