Рецензия на книгу
Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid
Fredrik Backman
Аноним15 февраля 2024 г.Настоящие герои живут не в сказках
Каждый ребёнок живёт в преломлённой реальности, выстроенной, как причудливый пазл, из частичек окружающего мира, из фантазий, домыслов, снов и сказок. Иногда эти сказки оказываются не так уж далеки от правды. Каждый ребёнок учится жить и взрослеть. И не всегда этот путь прост и приятен. Каждый ребёнок заслуживает своего супергероя. Пусть даже это собственная бабушка.
Вторая книга Бакмана в своё время произвела на меня гораздо большее впечатление, чем первая. Хотя вроде бы куда ещё больше? Но, перечитывая сейчас, я, кажется, начинаю понимать, в чём тут дело. Мне же нравится фокусная подача с точки зрения необычных детей, а Эльса у нас, несомненно – ребёнок необычный. И значительная часть её своеобразной личности обязана бабушке. Бабушку назвать своеобразной было бы преуменьшением. Это не человек, это ураган во плоти. Это стихия природы в худосочном тельце. И вы только присмотритесь, как гармонично Бакман подстраивает динамику повествования под персонажей. Если в Уве царит патологический порядок, то в Бабушке с первых страниц властвует абсолютный хаос. И лишь укротив его, Эльса сможет выполнить возложенную на неё миссию, пройти квест, который был бы под силу не каждому герою.
Самое замечательное, на мой взгляд, то, что действие разворачивается одновременно в объективно существующей действительности и в реальности сказочной. И оба эти мира неразрывно слились, оба выросли друг из друга и находятся во взаимозависимости. Эльсе и читателям придётся шаг за шагом расследовать эту долгую историю, распутывать этот плотный клубок, в котором переплелись множество смысловых уровней – сюжетный, метафорический, семантический. Порой жизнь оказывается очень запутанной штукой, особенно если ты позволял своей стихийной природе брать верх. Вот только как объяснить это маленькому ребёнку, пусть даже и очень смышлёному? Только предоставить возможность посмотреть на всё глазами разных участников событий. И неважно, сказочные они или реальные. Кто сказал, что сказка не может оказаться былью?
Большая часть сюжета разворачивается в одном-единственном доме. Точнее даже, в одном подъезде. Не то чтобы очень многоквартирном. Герметичные триллеры я люблю, но слышали вы о герметичной полусказочной драме? Для маленькой Эльсы её подъезд превратился в целый микрокосм, все жильцы здесь поселились не случайно, между ними существуют какие-то очень странные связи. И почему-то все ниточки тянутся к бабушке и миру сказок. Лишь распутав их до конца, Эльса придёт к неизменному выводу, что всё не только не так просто, но и просто не так. Некоторые мифы разобьются, как розовые стёкла в очках, но даже болезненной правдой иногда можно гордиться. Потому что настоящие герои никогда не жили в сказках, они жили рядом с тобой.
Написано по понятным причинам очень мрачно, давяще, гнетуще. Как тёмный шкаф. И вместе с тем поражаешься, насколько же текст насыщен всевозможными деталями, детскими и бытовыми заморочками, эпитетами и забавными фразочками, которые были словно бы не придуманы, а нагенерировались и выработались в течение долгой жизни. Я не удивлюсь, если всё это у Бакмана из собственного опыта. Такой стиль сам по себе может создать очень своеобразную атмосферу. А новые открытия несказочного квеста лишь усиливают этот эффект рассыпающейся реальности, перетасовывающейся и перестраивающейся прямо перед твоими глазами. У каждого человека есть своя история. И каждая история достойна того, чтобы о ней узнали.
33770