Рецензия на книгу
На маяк
Вирджиния Вулф
Аноним24 августа 2014 г.Вирджиния Вулф и ее "уникальная манера письма", (как говорит мне аннотация, и я очень рада, что она мне это говорит, ибо сама я совершенно не представляю, как выразить словами ощущения, которые возникают у меня от ее стиля повествования) - она не перескакивает, но перетекает, и довольно быстро, с мысли на мысль. Вулф выплескивает свой непрерывный поток сознания на страницы этой книги, вызывая у меня, порой, что-то сродни головокружения и невольных восклицаний: "что же такое происходило в голове у этой женщины?", как ей удавалось так передать свои мысли, чтобы читателю попеременно на протяжении всей книги, хотелось, либо жмуриться от удовольствия, либо утомленно вздыхать, продираясь через путанные слова и фразы, стараясь не потерять одну, но самую ценную мысль.
Эта книга - История двух дней. Чем-то похожих, и в тоже время совершенно разных, отдаленных друг от друга, наверное, на целый десяток лет. На протяжении большей части времени, пока я читала "На маяк", в моей голове билась одна и та же мысль: "Пока сами мы изменяемся с течением времени, в отпечатках нашей памяти мы остаемся неизменными".
Как же все успело измениться в жизни персонажей и как образно Вулф описывала все эти перемены, лишь мимоходом упоминая о внезапных кончинах. Война, дом опустел, дом продается. Все пришло в запустение. Будто лишь миссис Рэмзи была тем ядром, которое сдерживало все вместе, все разрозненные частицы собирала в одно целое и приводила в порядок.
...будто не стало крепи, державшей привычные вещи, и все сместилось, поддалось и рассыпалось.Но вот, после многих лет одиночества дом и все пространство вокруг него начинают оживать - приезжают гости, заполняют собой пустоту. Но отчетливо видно, что мистер Рэмзи прав, когда говорит:
Мы теперь, как видите, далеко не теОн сам, на протяжении всей книги, выступает той силой, которая угнетает и подавляет все окружающее. Даже в те моменты, когда он всем своим существом демонстрирует свою потребность в сочувствии. Но не находит отклика у Лили Бриско.
На мой взгляд, он не так уж изменился, после того как умерла миссис Рэмзи. Он сам не может жить, в полноценном понимании этого слова, и ждет того же от других.
...словно демонстрация благополучия посреди вселенских скорбей достойна самых мрачных соображенийА Лили Бриско со всей своей, как мне кажется, нерешительностью? Когда ее просят или даже откровенно требуют сочувствия, для нее, как и для каждого другого, совершенно невозможно искренне дать это сочувствие человеку. И как она себя за это корит. Даже когда сочувствие возникает к мистеру Рэмзи после того, как он перестает осознанно его добиваться. Когда он будто просыпается, услышав похвалу своим ботинкам. Когда в нем появляется
...живость, интерес к человеческим обычным вещамВся эта книга для меня, в итоге, стала про одиночество людей, окруженных другими такими же одинокими людьми. И Вулф абсолютно права:
Кто знает, кто мы? Что чувствуем?И мне сейчас совсем не жаль, что отзыв этот получается каким-то скомканным, я может быть тоже чуть-чуть заразилась ее необычайнейшей манерой письма, но это все-таки вряд ли. И впечатления у меня от романа самые путанные, неопределенные, но точно не плохие.
Ведь бывают же такие минуты, когда нет ни мыслей, ни чувств. Но когда нет ни мыслей, ни чувств - где ты тогда?Ноябрь 2013.
637