Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
toropovarina7 февраля 2024 г.Это не автобиография, это мемуары
Я читала несколько романов писательниц с психическими болезнями (Вирджинию Вулф, Зельда Фицджеральд, Арнхильд Лаувенг), но "Под стеклянным колпаком", пожалуй самое организованное, легкое и понятное произведение из всех, что я прочитала.
Сюжет повествует о 19-летней девушке Эстер, которая получает возможность стажироваться в модном журнале в Нью-Йорке, а после возвращения впадает в депрессию, пытается покончить с собой и попадает в психбольницу.
Прочитав некоторые рецензии, я увидела, что многие пишут о том, что не понимают этой книги, не понимают ее глубины, страданий главной героини. Ведь вроде бы все отлично, а она впадает в депрессию. Как такое может быть? Мне кажется, что многие читатели не понимают этот роман, потому что смотрят на него в отрыве от истории.
На моей книге написано: "единственный роман Сильвии Плат, имеющий автобиографический характер". Но я с этим не соглашусь. Здесь совсем не автобиографический характер, это мемуары писательницы, написанные ей самой о своей молодости, о первых опытах, разных опытах, и о своих чувствах и мыслях в 19 лет.
Если мы вернемся к истории Штатов, то 19 лет Плат - это как раз 1951 год, самый расцвет борьбы женщин за свои права. Эта книга - некий бунт Плат, как женщины. Ее, также как и главную героиню, воспитывали, как отличницу, послушницу, домохозяйку, жену, мать, прислужницу своей семье, и ни о какой карьере там речи и быть не могло. Именно поэтому у столь мягкой девушки, как Эстер, возникают проблемы. Она видит много примеров успешных женщин и хочет быть, как они. Она разрывается между своими желаниями быть реализованной личностью и между тем, кем она должна быть, согласно правилам социума, особенно маленьких городков. Она разрывается между тем, как ей говорят жить и как она хочет.
Из-за этих несогласованных между собой шаблонов она не может определиться кем она все же хочет быть в жизни (в книге она хочет сразу все и сразу - и поэтесса, и путешественница, и редактор, и выйти замуж). Борьба между ее бунтарским нравом и страхами порождает в ней сомнения в себе, а также влияние сильных и успешных женщин, которые часто принимали за нее решение и "каким-то образом хотели взять меня под крыло, а в качестве платы за заботу и влияние - заставить меня чем-то напоминать их самих", приводит к депрессии и всем последующим событиям.
В книге очень четко прослеживаются вопросы: какое место должна занимать женщина в социуме, кем она должна быть, может ли она реализоваться вне семьи, сколько ей это стоило и как к ней потом будет относиться общество. Очень часто звучит вопрос: выйду ли я замуж, за кого я выйду замуж, кто возьмет меня замуж, особенно после лечебницы. Здесь также затрагиваются темы первого женского сексуального опыта, однополых связей женщин, но они не раскрываются, потому что даже в 60-е года, когда книга была опубликована впервые, эти вопросы были не во благо женщинам.
На фоне разворачивающихся социальных изменений мы наблюдаем за частью жизни молодой девушки Эстер, которая хочет занять какое-то прочное положение в этом обществе и ищет его.
Конечно, книгу нельзя и рассматривать в отрыве от самой биографии Плат. Вся основная сюжетная линия, которую она описывает, случилась с ней самой. А если учесть еще тот факт, что Сильвии не стало спустя месяц после публикации книги, то можно сказать, что описанные там мысли и эмоции - это честные мысли человека, находящего в депрессии.
Для меня эта книга - потрясающее произведение, которое показывает нам через историю Эстер, как жилось женщинам в американском обществе в 50-х годах и через что они старались пройти, чтобы быть самими самой и самим принимать решения. Писав рецензию на эту книгу, я вспоминал фильм "Улыбка Моны Лизы" с Джулией Робертс в главной роли. Думаю, этот фильм еще больше раскроет эту тему, но не с такой больной стороны.
Содержит спойлеры7456