Рецензия на книгу
Великая Пустота
Леа Мюравьек
Аноним4 февраля 2024 г.Присутствие. Неужели это самое важное?Графический роман дебют молодой художницы и писательницы Лео Мюравьек "Великая пустота", который взял в позапрошлом году премию Fauve prix du Public France Télévision, моделирует мир, в котором человек существует, пока о нем помнят. То есть, семья, друзья, соседи, коллеги - те, кто знает нас непосредственно, думает о нас, взаимодействует с нами в повседневности, в прежние времена их хватало для обычной человеческой жизни. Но запас внимания, которое мы можем уделять другим людям, не бесконечен, а когда его оттягивают на себя звезды ТВ или интернета, меньше достается близким. В реальности, созданной Мюравьек, это буквально лишает людей жизненной силы.
Юная Манел Наэр живет свою маленькую жизнь работает непыльную работу, которая заключается в том, чтобы внимательно вглядываться в мелькающие на мониторе имена, свободное время проводит в книжном магазинчике и о популярности не помышляет. Напротив - мечтает выпилиться из этого сумасшедшего мира, где на каждом шагу таблички с чьими-то именами, умоляющими о внимании, в Великую пустоту. Это такая городская легенда их мира, что существует место, где можно просто жить, не заботясь о социальном рейтинге. Но в один не-прекрасный день в информационное пространство врывается ее полная тезка - певица, исполнившая песню "Мое имя у всех на устах". С этой минуты жизнь начинает утекать из Манел, она падает на ровном месте, чахнет, истаивает. Единственный предлагаемый вид лечения - стать заметной, напомнить о себе. Но что могут ее жалкие попытки. вроде сделаться человеком-сэндвичем с собственным именем на груди и спине, против другой Манел, которая звучит из каждого утюга?
В совершенном отчаянии, героиня добирается до тезки, которая отобрала ее жизнь, и дает той пощечину, момент попадает на видео, которое становится вирусным - она отплатила знаменитостям за всех нас, незаметных маленьких людей. Манел приглашают на ток-шоу, ее обаяние и креативность привлекают все больше внимания, и вот уже забыта та, чье имя было у всех на устах, теперь при упоминании Наэр все думают о ней - она бессмертна! А что дальше? Останется ли она прежней Манел? Сумеет она помочь тем, кто поддерживал ее в трудные минуты? Может быть использует свою популярность, чтобы как-то изменить этот мир к лучшему и реально ли такое, когда сама становишься частью системы?
Я понимаю, что всякое обобщение грешит неточностью, но все же не могу избавиться от ощущения, что у французов особое отношение к соцсетям. То есть, этой части сегодняшней реальности не игнорирует ни одна национальная литература. В книгах на разных языках появляются успешные блогеры и стремящиеся стать таковыми, сайты знакомств, чатики в мессенджерах, сети как возможность получить информацию о некоем персонаже, нейросети в роли помощников и шпионов Большого брата. В криминальном жанре преступники выслеживают через сетевые публикации с геолокацией беззаботных жертв, суперхакеры опустошают счета - везде примерно одинаково. Но феномен соцсетей, используемых как возможность громко заявить о себе, создать высказывание, который повлияет на множество людей в стране и мире заметнее всего во французской литературе.
Чернокожий парнишка нелегал сочиняет песню, снимает на телефон клип, выкладывает в сети и становится мегапопулярным ("Искусство терять" Алис Зенитер); мама-блогер строит благосостояние семьи и калечит психику детей, используя их для съемок в своем канале ("Дети всегда правы" Дельфин де Виган); завирусившийся в сети ролик с гильотинированием премьер-министра отправная точка и сюжетообразующая деталь "Уничтожить" Мишенля Уэльбека. И все это в большей или меньшей степени "Птичка" Stromae. Понимаю, что выборка рандомная, но понимаю также и то, что при довольно небольшом суммарном удельном весе франкоязычного в нашем информационном поле, до нас доходит лучшее, отмеченное премиями и в целом наиболее заметное. "Великая пустота" не исключение.
Не то, чтобы идеи книги были такими уж революционными, но это удивительно цельная история, в которой намеренный примитивизм графики и тусклые цвета - все подчинено динамике и в конечном итоге работает на восприятие. Героиня постоянно в движении, Мюравьек замечательно удается передать эту векторную направленность Манел в моменте и во времени.
Интересный читательский опыт и возможность расширить знакомство с французской литературой в не самом привычном направлении.
47361