Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

King of Morning, Queen of Day

Йен Макдональд

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2024 г.

    Я упрямый.
    Взявшись читать «Короля утра, королеву дня», я две недели продирался через роман, под конец основательно от него устав. Мало того, что это книга о фэйри, которых я недолюбливаю, так это ещё и очень экспериментальная книга о фэйри, которая начинается в духе «Маленького, большого» Джона Краули, а заканчивается как «Американские боги» Нила Геймана, вышедшие из «Леса Мифаго» Роберта Холдстока, чтобы погулять по «Лавине» Нила Стивенсона.
    «Король утра, королева дня» состоит из трёх повестей, и говорить о сюжете в целом невозможно без обсуждения сюжетов его частей. Первая часть, «Крагдарра», показывает события начала двадцатого века. Молодая девушка Эмили грезит о фэйри и даже встречает их во плоти. В это время её отец грезит инопланетянами, видит их в телескоп и всеми силами пытается вступить с ними в контакт. Всё это подаётся через дневники, письма и заметки, так что читательский опыт довольно любопытный. Да и образ фэйри здесь близок к «Маленькому, большому» и «Джонатану Стренджу и мистеру Норреллу», а не к какому-нибудь «Жестокому принцу».
    Во второй части, «Миф-линиях», действие разворачивается в тридцатые годы того же двадцатого века, но в центре повествования другая молодая девушка, Джессика, и два таинственных путешественника. Джессика эльфами не грезит, зато мечтает о красивых и таинственных парнях, ну а путешественники выполняют особую миссию, связанную с теми самыми миф-линиями, вынесенными в заглавие. И вот это уже довольно стандартная история, на которой я начал терять свой интерес к книге. Сюжет стал прямолинейным, а динамика и интрига слабее. Зато персонажи показались мне более живыми.
    Третья часть, «Шехина», переносит читателя в конец восьмидесятых, в мир зарождающегося киберпанка. Здесь третья молодая девушка, на этот раз по имени Энья, днём работающая в рекламном агентстве, а ночью бегающая по городу с катаной, подключенной к наладоннику, и рубящая в капусту всяких монстров, порождённых коллективным или не очень мифосознанием. На этот раз история выглядит как поток сознания, в котором рассказчик вспоминает то об одном, то о другом, не всегда в хронологической последовательности, иногда уделяя чрезмерное внимание деталям, а иногда пересказывая диалоги общими словами без особых подробностей. Читательский опыт, опять же, довольно любопытный, но для меня он оказался очень утомительным. Эту часть я читал дольше, чем первые две вместе взятые.
    А если вам мало экспериментов с формой и жанрами, Макдональд ещё присыпал текст отсылками, которых какое-то чудовищное количество. Большое спасибо Наталии Осояну за сноски. Без них мне книга далась бы вдвое тяжелее.
    Как итог, у нас тут три разноплановые истории и три разные героини, но при этом роман умудряется сохранять цельность и неплохо завершить общий сюжет. Жаль, правда, катарсиса в финале не случилось.
    Первая повесть наиболее интересная, и книга достойна серии «Иная фантастика», но саму по себе я бы вряд ли её когда-нибудь открыл. Я и сейчас-то дочитал до конца лишь по одной причине:
    Я упрямый.

    15
    430