Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шар и крест

Гилберт Кийт Честертон

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2024 г.

    Честертон: Бытие души в мире

    Бесподобно! У Честертона нет аналогов в мире.
    Это - «бальзам больной души»! Он видит раны, но их не солит (Послал бы нам Господь ещё такого!)
    Как архитектор, подчинивший в себе взбалмошного художника голосу разума, он облагораживает сердце, откуда доносится сплавленная воедино история – настоящее «бытие» всего, что ни есть на свете.
    Его талант выковывать смысл и жизни, и каждого случая, слова, поступка, желания или мысли, которые обитают в человеке столь разрозненно, что, кажется невозможно собрать их во что-то целое и оправдать высокое устремление души – на первый взгляд - такой разлаженной игрой этого мира.
    Он принимает под свою крышу совсем не мрачный - вопреки обыкновению – абсурдизм, жадный до впечатлений экзистенциализм и пропитывает это литературное строение духом христианства, находя непоколебимые опоры в языке и тонком юморе.
    Темные мысли разбегаются при его пламенном взгляде! Его герои будто бы готовы сжечь - себя ли, мир вокруг – сами не знают, но неизменно согревают друг друга.
    Первый автор, которого я люблю. Он поддерживает огонь в моём сердце, когда тот затухает.

    Теперь, отдав восторги, впрягаю ум.


    как у многих девушек ее класса, разум ее был стар и разочарован, хотя чувства еще оставались молодыми

    «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…», - эти строки указывают, где фокус внимания во многих произведениях Честертона. Только это внимание не холодное, а горячее; и навевает на героев не тоску, а подспудный ужас, который и толкает их вперед, спасаться от бездны абсурда по натянотому, подобно канату, смыслу. У них нет пути назад, другого пути.


    торжественная поэзия, которой он жил, разрывала на части его душу

    Двое чужаков, другого роду-племени (шотландцы в Англии), сражаются на шпагах, доказывая, что жизнь их - кипит, имеет смысл, чего стоит, к чему-то – да идёт. Пусть двое - всё же вырвались из рабства повседневности, сердца раскрылись в крике, что требует ответа больше жизни: они на кон поставили её!.. И жизнь им отвечала эхом в их же душах, и Бог стелил луга)


    Но он пришел,– продолжал Макиэн,– и душа моя сказала: «Не борись – и ты станешь таким. Откажись от ответов и догм – и вот кем ты будешь. Ты решишь, что бить человека нельзя не потому, что это его унижает, а потому, что ему больно. Ты решишь, что нельзя убивать потому, что это грубо, а не потому, что несправедливо».

    Шар и крест – это не аллегория христианства и буддизма, как я думала, а ума (атеистического и не способного возвыситься над земным - шар) и веры (горячей и противоречивой - крест).


    Сперва вы ненавидите все, что не сведешь к логике, потом – просто все, ибо ничто в мире не сводится к логике без остатка.

    Сильная сторона Честертона – подчинять абсурдность разуму. Он начинает свой роман с того же персонажа, которым и заканчивает. А вся вереница встреч героев не случайна и логична, они становятся явной лестницей со ступенями того уровня понимания ими своей жизни и стоящей проблемы, которое они снова и снова преодолевают, восходя на новую ступень, открывая для себя новый смысл. Они открывают наконец то, что примиряет их и с миром, и с событиями, и с людьми.


    Что-то росло в их душах и казалось им особенно немилосердным, ибо могло обернуться милосердием.

    Чувствуешь, что автор глубоко обдумал и продумал всё до конца в своей книге. Его герои – какие надо; и встречаются они с теми – с кем надо, надо было им встретиться, чтобы наломать дров и разжечь костер из незаметной драмы каждого человека, очутившегося здесь, под небом! Все связаны друг с другом, опоясаны одной и той же жизненной нитью – и главные герои потянут за собой всю сбившуюся с пути вереницу, двое изменят всё!


    Великая драма его жизни становилась все меньше и меньше, пока не стала маленькой, словно детский кукольный театр

    Его заразительное жизнелюбие, жестокая жажда, горячая вера, стремление к высоте просвечивают сквозь страницы!


    …люди не замечают только что сотворенного мира

    .
    «Жив-человек» его же авторства - хотя и воодушевляет - грешит тяжеловесными вкраплениями монологов; «человек, который был четвергом» казался волшебным до первой трети, пока маэстро не обратил всё в балаган и бессмыслицу. На фоне же «Перелётного кабака», в котором однотипность «лагерных перебежек» вскоре наскучила, а в ожидании свежего слова задумка тянулась, как резина, «Шар и крест» ввидится кратким и ёмким..
    «Шар и крест» вышел гармоничнее и сильнее в том плане, что:
    • он куда лучше сбалансирован (всё уживается друг с другом: абсурд и смысл, столь разные персонажи, природа и герои, юмор и серьёзные вопросы)
    • смысл крепко сцеплен с действиями и сидит, как влитой (нет перекоса, которым страдает множество произведений, как от некоего слогана, проносимого знаменем через весь роман: «мне так плохо и тошно в этой жизни» или «какой хороший день – ха-ха» или «я стоик, я последний из могикан…или «ах, как прекрасно, но никто – кроме меня – того не понял!»»)
    • нить логики происходящего не обрывается и не теряется по ходу сюжета (горького в своём непонимании вопроса: «к чему ты клонишь и куда ведёшь?» – не возникает): читаешь, как собака, взявшая след
    Честертон – кит английской литературы. Его роман - сплошное удовольствие!


    Только так и решается спор между шаром и крестом…
    6
    270