Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Mrs. Dalloway

Virginia Woolf

  • Аватар пользователя
    Аноним29 января 2024 г.

    путешествие во времени? чтение мыслей ? грёзы среди овощей? главный герой – Биг Бен?

    это произведение является первым моим знакомством с творчеовом Вирджинии Вулф.  я в страшнем восторге.
    редко когда удаётся автору с первых строчек; с первых страниц поместить тебя в свой мир, где протекают свои правила игры.
    а правила таковы: вам предстоит бродяжничать по сознанию; по мыслям; по raisons d'être разных персонажей по отношению к одному и тому же миру.

    перечислять важные сюжетные моменты и завязку-конфликт-развязку будет делом бесполезным. сколько персонажей, столько и ракурсов, под которыми можно просматривать историю и раскрывать её по новому для себя.
    но я выберу один ракурс.
    взгляды на бытие, через призму каждого персонажа уникальны, но одно остаётся верным постоянству — время.
    в этом романе воплощением времени является молчаливый, громкий и неоспоримый Биг Бен.
    только лишь бой его часов позволяет  ходу потока мыслей разбиться и дать отчёт о настоящем мире; дать понять, что поток сознания ничто по отношению к потоку времени.

    но так ли это на самом деле ?

    воспоминания – это та сила, что будет противостоять механическому ходу шестерёнок времени.
    воспоминания в данном романе служат некой "капсулой времени". эта капсула обладает свойством раскрываться в самые непредвиденные моменты и проливать свет на прошлое, делая слепым к настоящему.
    время не помешало Питеру Уолшу, проживая на отдельных частях мира, видеть ту самую  молодую и некогда любимую Клариссу рядом с собой; жить с ней; смеяться с ней; спорить; строить теории, но физически быть не рядом с ней.
    время не помешало Клариссе Дэллоуэй призывать из недр своей памяти того самого молодого Питера, чтобы узнать "что он сказал бы, если б  был сейчас тут ?".
    время не помешало Лукреции  Уоррен-Смит, существуя в Лондоне, жить в солнечной Италии и изготавливать со своими сестрами прекрасные шляпки и чикать ножницами при взгляде молодого и здравого Септимуса.
    живя в сожалении, тоске и любви к прошлому мы становимся "мечтателями среди овощей ", хоть будем мы стоять не в саду, а в городе; хоть будем мы окружены не овощами, а людьми.

    самой печальной  и горькой "теорией " в данном романе является:

    "ты никого не знаешь достаточно;тебя недостаточно знают".
    хоть и большинство героев были знакомы друг с другом не один год, но этого было чертовски мало, чтобы знать внтрунее устройство жизни каждого.
    интересен тот момент, что если мы хотим знать какого-то человека, то мало знать только этого человека. мы должны узнать место где человек живёт,  его друзей, родителей, врагов, любимые места в автобусах, ненавистные комнаты в доме, предпочтения в музыке и прочее-прочее. отголоски каждого отдаются от всего-всего в мире, как единая живая система.
    и лишь судя по этому определению, пройдя такой путь в 1 день, мы
    благодаря знакомству с целым рядом персонажей; целым рядом улиц Великобритании; целым рядом ненависти, тоски, любви, посттравматического синдрома, непрофисиональных докторов, перочиных ножиков, чиканья от ножниц, веры в религию, политики, эгоизма, молодости,  складываем пазл, где получаем лишь одного персонажа – Миссис Дэллоуэй.

    ( Achtung! возможный спойлер)
    учитывая всё вышеперечисленное, взгляд на открытую концовку меняется.
    увидел ли Питер Уолш в финале настоящую Клариссу Дэллоуэй или он вновь переместился в далекое и комфортное прошлое?


    минусом для меня является непривычный стиль потока сознания.
    он сложен, чтобы впустить в  себя и жесток, чтобы легко тебя отпустить без эмоционального осадка.
    но это не помешало мне твёрдо сказать "Да!" последующим книгам и творчеству Вирджинии Вулф.

    11
    476