Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним15 августа 2014 г."Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени."
(Евангелие от Луки, 4: 1-13)С трепетом и благоговением я приступаю к написанию рецензии на книгу, которую считаю самой великой книгой, когда либо написанной руками человека (кроме Библии). Этой книгой вдохновлялись писатели, её исследовали психологи и философы. Русская религиозная философия и западный экзистенциализм (включая атеистический) вышли из попытки преодолеть поставленные в этой книге проблемы и ответить на вечные вопросы. Уже много было написано про потрясающие характеры этой книги. Они стоят перед глазами как живые - бурный, не знающий удержу ни в зле, ни в добре Дмитрий Карамазов, старик-извращенец Федор Павлович, холодный и умно-страстный Иван Карамазов, чистый и порывистый Алёша, святой старец Зосима и пустосвят Ферапонт, лукаво-доверчивая Лиза и загадочная Грушенька, мстительная Екатерина Ивановна... Всех и не перечислить в одной фразе. Я не хочу про них писать - довольно. Поговорим о центральном нерве Братьев Карамазовых, о религиозно-мистической драме, о поэме человеческого боотрицания и богооправдания, словом, поговорим о "Легенде о Великом Инквизиторе".
Легенда о Великом Инквизиторе
В этой Легенде, созданной атеистом Иваном и пересказанной им вкратце своему верующему брату Алеше, находятся самые сильные аргументы против существования христианской религии и Христа, а заодно и против существования Бога, сравнимые только с аргументами "трёх великих" атеистов - Ницше, Маркса и Фрейда и во многом превосходящие их, т.к. они основаны не на критике христианства "извне", но на критике христианства "изнутри", отталкиваясь от самых основ. В этой поэме внешняя канва проста и банальна, Христос вновь приходит на Землю в Испанию, в позднее средневековье, в эпоху расцвета инквизиции, исцеляет больных, проповедует. Его хватают слуги Великого Инквизитора и заточают в темницу как еретика. Ночью к нему приходит Великий Инквизитор и произносит монолог, в котором раскрывает свою позицию отречения от христианской религии и перехода на сторону сатаны, противника Бога.
Первое искушение
Инквизитор утверждает, что Христос совершил ошибку, отказавшись от предлагаемой злым духом помощи, которая была предложена в виде трёх искушений. Инквизитор превращает искущения в вопросы. Итак, первый вопрос (см. выше):
- Преврати камни в хлебы, накорми это стадо и оно откажется от свободы и разума и побежит за тобой. Тебе хочется привлечь к себе человечество, Мессия? Оно - твоё, возьми, дай им хлеба и они забудут обо всём и всех ради Тебя. Инквизитор утверждает, что Христос отказался и пожелал вести проповедь без духовного насилия, чтобы человек "пошел за Тобою свободно, прельщённый и пленённый Тобою". В ответ Инквизитор разворачивает перед Христом картину гонений на христианство во имя земного хлеба и построения великого социалистического государства, которое будет ненавидеть Христа. "Ты мог этого избежать", с упрёком говорит Инквизитор, тем более, что все ранво "они придут к нам" в конце концов, то есть к сатанистам, прикрывающимся именем Христа. Вот "мы возьмём и достроим башню, ибо достоит тот кто накормит" и "солжём, что во имя Твоё". Далее Инквизитор, упрекает Христа в том, что человек слаб и порочен и неспособен нести тяжкое бремя христианства и борьбы с пороками и грехами. "И
если за тобою, во имя хлеба небесного, пойдут тысячи и десятки тысяч, то что станется с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного? Иль тебе дороги лишь
десятки тысяч великих и сильных, а остальные миллионы, многочисленные как песок морской слабых, но любящих тебя, должны лишь послужить материалом для великих и сильных?" Вот он страшный вопрос. Свободу предлагает Христос. Но, утверждает Инквизитор, свободой Христа воспользуются тысячи, и станут святыми, а остальные не вынесут этого, и пойдут в ад. Так получается, ехидно спрашивает Инквизитор, Христу дороги немногие, а многие пускай гибнут?Второе искушение
Инквизитор упрекает Христа в том, что тот отверг искушение мировой властью и говорит о потребности человека "всемирно соединиться". Чем более великим был народ, тем более он был несчастен, потому что хотел стать мировым властителем, но не мог. Опять же, Инквизитор говорит, что он "взял меч Кесаря" и воздвигнет мировое царство, но не Христа, а уже антихриста. Опять виден на этот раз скрытый упрёк, что же, Ты, Христос не основал Царства своёго, а оставил его противникам своим? Люди радостно хотят мирового царства и мирового принудительного соединения в "послушный муравёйник", то есть тоталитарный режим. А Ты отверг, опять же ради какой-то свободы, которая этим "бунтовщикам" и так не нужна.
Третье искушение
Искушение чудом, говорит Инквизитор, самое могущественное искушение. Почему Ты, Христос, не хотел прельстить их чудесами? Ведь они падки на лесть. Надо было обольстить их, оглушить их чудом и повести за собой. Ты же это отверг и посмотри на них сейчас, они разве в Тебя верят? Они в меня верят, в мою власть. Инквизитор утверждает, что только манипулируя чудесами и хлебами можно повести людей за собой.
Итог
Конец поэмы в том, что Христос целует Инквизитора в уста и уходит, а Инквизитор стоит и молча с тоской смотрит ему вслед. Алеша Карамазов, выслушав "поэму" Ивана, заявил, что "твоя поэма хвала Иисусу, а не хула". Стоит ли свободный выбор человека вечных страданий как последствий этого выбора? Этот вопрос во весь исполинский рост встал перед богословами и философами. Ярыми поклонниками поэмы стали атеисты - "Бог невозможен, так как если Он есть, Иван прав", нет, утверждали верующие "Если Иван в чём-то и прав, то Бог есть". Не в этой рецензии мне давать ответы, да и места нет. Пусть каждый решит сам. Обязательно читайте само произведение. Кроме "поэмы", там есть ещё очень много интересного. Но если бы даже Достоевский ничего в жизни не написал, кроме этой "поэмы", он все равно встал бы в ряд с великими писателями человечества - Шекспиром, Данте, Сервантесом, Гёте.
657