Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
equilibrium14 августа 2014 г.Несколько лет назад я открыла «Гроздья гнева» и благополучно закрыла, прочитав несколько страниц. Помнится, что тогда я закрыла книгу на том месте, где Том шел по пыльной дороге домой, завернув черепаху в пиджак. Показалось, что начало какое-то тягучее и вся книга будет тянуться как резина.
Сейчас же я просто не могла оторваться от этой книги. Оказалось, что вступление, этот путь Тома домой ,было самым спокойным и умиротворяющим моментом книги. А дальше…драма, иногда даже боевик, комедия и драма, драма, драма сквозь надежды и мечты.
Читая книгу, все время в памяти всплывали картины Нормана Роквелла, которые являются полной противоположностью происходящего в книге.
Американский уют против безысходности честных работяг.
И завидуешь сплоченности семьи, вот этому «мы вместе», этой орде ищущих лучшую жизнь людей. И каждый знает свое дело, и каждый думает о семье. Ну, почти каждый. Где нет вот этого «А что если бы я тогда не женился?» или «А ведь я могла бы устроить жизнь по-другому», но где есть вот это «Мы семья и ни ногой из нее».
Но в первую очередь, это социальная драма, за что этот роман Стейнбека так и известен. Но про это говорить не имеет смысла, про это сказано уже и так много.
Как интересно семья в начале идет от патриархата и приходит в конце к матриархату. Мужчины живут образами в голове, возможностями что-то изменить, поменять и это ведет их и семью вперед. Но если надежды и возможностей нет, они теряются, опускают руки. И вперед выходят женщины, которые живут здесь и сегодня, потому что сейчас надо кормить детей и проживать надо каждый день. И руки женщин находят занятия для каждого дня, чтобы держаться. Сегодня. Сегодня.
От надежды до отчаяния, от отчаяния до безысходности, от безысходности до озлобленности, от озлобленности к человечности.
Стейнбек великолепен в своем мастерстве, в котором суровые реалии, документалистика, если хотите, накладываются на историю одной семьи.
1086