Рецензия на книгу
Мара и Морок
Лия Арден
Аноним22 января 2024 г.Заморочила
В прошлом году мою книжную полку пополнила новая книга. Это бестселлер от рускоязычного автора, у которого много фанатов и положительных отзывов от критиков, приковал мое внимание. Долго откладывала, и в этом году только решилась прочитать сей шедевр. Я говорю о книге Лии Арден «Мара и Морок». На данный момент, это трилогия, но из прочитанного у меня только первая книга, после которой я осознала, что дальше первой я вряд ли продвинусь в чтении. История написана в жанре, который мне не близок – романтическое фэнтези – но взялась я читать произведение по нескольким причинам.
Во-первых, популярность: многие книжные блогеры просто не могли не упоминать всуе «Мару и Морока» либо без похвалы, либо без критики. Если уважающий себя читатель не осилил триста пятьдесят страниц отечественного ромфанта и не впечатлился, то на его читательском дневнике можно поставить крест. Шутки шутками, но в медийном читательском поле ни один список для чтения не обходится без Арден. Скажем так, я повелась на похвалу. Во-вторых, активная фанатская база. По книге рисуют арты, пишут фанфики, покупают мерч, коллекционные переиздания и прочее. В своем подростковом возрасте я помню точно, в кругу читающих были свои кумиры. Например, те же Стейс Крамер (Анастасия Холодова), Александр Полярный, Елена Звездная и прочие. Но такого ажиотажа точно не было. В-третьих, книга заявляет о себе, что это фэнтези в славянском сеттинге, и я сразу подумала: «О, кто-то написал русского «Ведьмака», но сменил ему пол и поместил в окрестности Руси-матушки». И как же я ошибалась.
А теперь по порядку. Я расскажу о своих впечатлениях от прочитанной книге.Принцы на Руси и непродуманный мир
История начинается в фэнтезийном мире, где есть две страны Аракен и Серат, которые находятся в напряженных друг с другом отношениях. На форзаце книги есть карта, на которой изображены эти две основные локации и еще несколько мест, которые будут фигурировать только в определенном контексте, и для сюжета они не играют слишком значимой роли.
Первое, с чего хотелось бы начать, это с логичного вопроса: если книга позиционирует себя как славянское фэнтези, то откуда там взялись королевства, принцы, принцессы и прочее? Кто-то может сказать: «Да это же оммаж на Сапковского. У него же тоже есть короли и королевы». Да, есть, но Анжей Сапковский польский писатель, и весь контекст ориентирован больше на западную культуру, где подобные титулы приемлемы. Если говорить про Россию, то это смотрится неправдоподобно. Уместно было, если бы употреблялись княжеские титулы, характерные для дореволюционной России. А, судя по описанию обстановки, вся эстетика книги идет к стилю «А-ля Рус». И какие тогда короли?
В мифологии мира понамешано все, что можно. В центре внимания только два мифологических элемента – мары и мороки. Об остальных богах и нечисти говорится мельком. Помимо Мораны и Морока, как я понимаю, есть еще боги, но примерно о каких идет речь, не уточняется, хотя автор базировалась на славянской культуре. Если говорить о богине зимы Моране, то у нее были свои последовательницы, которые не только служили своей богине, но и убивали нечисть. Также говорится о Мороках – слугах Тени, аналога древнегреческого Тартара. Также стоит упомянуть, что в славянской мифологии есть такой бог, который насылал болезни. Эти два культа у Арден чем-то похожи, например, тем, что будущих их служителей забирали у родителей в возрасте десяти лет, но, в отличие от мар, которые должны были служить своей богине на протяжение всей жизни, мороков отпускали на все четыре стороны после обучения. Почему, я так до конца и не поняла. Между этими двумя культами прослеживается связь в духе «жизнь и смерть», «мужское и женское начало». Но все сводится к тому, что мары отнимают жизнь у нечисти или людей, обрывая нити жизни, как скандинавские норны или древнегреческие мойры, а мороки могут эту жизнь вернуть, привязывая ожившего к себе. Для раскрытия талантов последователей двух богов этого вполне достаточно, но где остальная нечисть? Есть всего три сцены с упырями: в начале, где-то в серединке и под конец. На мой взгляд, мифология какая-то односторонняя. Имеются в этом случае как плюс, так и минус.
В-третьих, конфликт между Аракеном и Сератом. Он не выглядит каким-то опасным, ужасным, предрекающим глобальные последствия, а больше похож на какую-то пугалку. Я не понимаю мотивацию правителей воевать друг с другом. Какой резон Серату лезть на территорию Аракена, если между ними граничит лес с бабайками? Мотивация «Они отравили наследника!» или «Они убили мар!» не принимается. Первая слишком клише, вторая – слишком мелко для Аракена, так как мары никому не прислуживают на постоянной основе. В общем, конфликт между странами – натянутая сова на глобус.
В хронологии я также путалась, так как сложилось впечатление о том, что за двести лет, пока Мара лежала в могиле, ничего не изменилось. Потом уже стало понятно, что изменения есть, но незначительные. Сменились только правители, а в целом, машин, дельтапланов и прочих чудес техники мы не видим. За двести лет ученые могли и электричество открыть, а тут все замерзло в каком-то феодализме. Вот, если бы Агата умерла при королевстве, где воевали на конях, а очнулась бы в мире, где уже на танках во всю стреляют, вот бы она…удивилась. Мир не развивается.
По итогу, что мы имеем: упор в мифологию, русские принцы, натянутый конфликт между странами, парочка упырей, вечный феодализм и недоведьмачество.Королевская интрижка с переодеваниями
Повествование ведется от первого лица, а именно от Агаты – одной из мар, которую поднял из могилы Морок по приказу принца Аракена Даниила Рахманова (отсылка на династию Романовых). Нам его представляют, как очарованного мальчика-фантазера, который в детстве начитался книжек про мар. И он настолько фанат, что решил поднять кумира из могилы. Рядом с ним ошивается морок – таинственный мужик в маске шакала, который нашу Агаточку и поднял. Агата выглядит, как типичный студент в 5 утра – бледная, вяловатая, ничего не понимающая, но ее заставляют напоказ убить упыря, чтобы показать, на что она способна. Наша зомби-Цири убивает нежить, и ее везут в кандалах в столицу Аракена Ярат. Как оказалось, прошло уже двести лет с ее смерти. Во дворце Данила встречает его сестра-близнец Елена и его друг и охранник Аарон. Агата живет в отдельной комнате, у нее куча платьев, две служанки и лавандовое мыло. И большая часть сюжета убита на переодевание героини. Как одежда (кроме эпизода из воспоминаний) влияет на Агату, непонятно, но почему-то автор посчитала важным это прописать. Такие же бесполезные эпизоды с лавандовым мылом.
Оказалось, Агату подняли через двести лет в пять утра для того, чтобы она исцелила отравленного наследника престола, брата Даниила и Елены Николая. Наследник уже несколько недель в коме, а отравили его, как подозревают при дворе, шпионы соседней страны. Мара должна его воскресить, но есть нюанс: если Николай находится в состоянии овоща, то после того, как Агата укрепит нити его жизни, он таким же овощем и останется. Надо его приводить в чувство. Поэтому надо сделать ведьмино варево из ягод и трав. В этом ей помогает друг принца Аарон. Попутно Агата восстанавливает в памяти воспоминания о быте в монастыре и о мести за гибель родной сестры, которая тоже была марой.
Сюжет по своему течению – это что-то с чем-то. Сначала идет какая-то дворцовая бытовуха с балами, переодеваниями, лечением Николая и посиделками в библиотеке, а под конец автор наваливает поворот за поворотом: Елена убивает брата, Агата в темнице, Аарон – не Аарон, он морок и одновременно принц Серата. И вот этот оглушающий поток поворотных поворотов и одного бога из машины настолько сумбурный, что ты не понимаешь, что происходит? Почему все произошло под конец так быстро? Ритм повествования прям проседает.
И повороты в сюжете тоже клише. Где-то после прочтения половины книги мне уже сразу стало понятно, что Аарон – это Морок, так как он постоянно ошивался рядом с Агатой во дворце, что в болезни Николая есть какой-то подвох, и что Морок поможет Агате бежать. Единственный плюс в сюжетных поворотах, так это то, что после того, как Николай оклемался, он начал заявлять, что его не травил Серат.
В целом, наблюдать за бытовухой мне было скучно. Это напоминало какой-то личный дневник «Будни живого трупа Агаты». «Я пошла туда-то, туда-то. Сделала то-то, это. Меня к себе вызвал Даниил, пытался подкатывать, я его отшила. Потом где-то рядом Аарон. Елена меня бесит. Хочу отмстить за сестру». Вот и весь сюжет.
Один большой плюс в сюжете все-таки есть – это флешбеки Агаты о жизни в монастыре и ее предыстория. Вот, что реально хорошо проработано в тексте. У Агаты была сестра Анна, и они обе стали марами, а это редкость. Однажды Анна влюбилась в принца Серата, но из-за того, что она отказала ему в близости, принц убил Анну. Агата поклялась отмстить, собрала всех мар, из-за чего они все и погибли от рук стражников Ашора. Это также помогает раскрыть мотивацию Агаты помогать Рахмановым, но она появляется только к середине книги. Почему нельзя было подумать об этом раньше, не понятно. Возможно, нужно было восстановить до конца память.Она – все, они – всего лишь персонажи на фоне.
Здесь речь пойдет о персонажах. Они практически не раскрыты. Характеры не меняются по мере повествования. Агата как была стервой, так ею и остается до самого конца (и, как я уже сказала, Даниил настолько фанат, что терпит издевки и динамо Агаты на протяжение всей книги). Аарон – весь такой загадочный, прям черный принц не иначе. Но его таинственность быстро улетучивается к середине книги. И это был для меня персонаж с непонятным характером. Он либо какой-то аморфный, либо саркастичный, либо типаж «не такой как все», либо «плохой парень». Прям мальчик-загадка. Даниил мальчик на побегушках для Агаты. Честно, мне он понравился больше всех, так как он пытается ухаживать за марой как может, но той глубоко плевать. Вот у него характер меняется. Несмотря на то, что он сожалеет о смерти брата и заточении Агаты, он понимает, что станет королем и включает в себе ту самую жесткость. И вот это сочетание легкого мальчишества и обязательства очень хорошо ему подходит. Он не побрезговал и войско на границу с Сератом отправить за Марой и Мороком. Елена, сестра Даниила, это вообще клише злодейской злодейки. Уже было понятно, что слащавая мордашка Елены таит в себе гнильцу.
Агата, как персонаж – это самая бесячая героиня, которую я когда-либо видела. Она неблагодарная, агрессивная и едкая. Она выпендривается перед членами королевской семьи, про такт мары не слышали, видимо. Но почему-то все стелятся перед ней. Мне кажется, если бы она была одной из возглавляющей культ Мораны, то это было бы понятно, но тут-то какой резон плясать возле живого трупа? Она обычная убийца нечисти. Снова приведу аналогию с «Ведьмаком». Геральта и ему подобных считали мутантами, ненавидели и побаивались, в этой же ситуации к Агате никто не относится с подозрением. Да даже если она лечит наследника, можно как-то показать, что в своем дворце главные Рахмановы, а не она? Как-то можно было бы осадить ее? Да и попытки в раскрытии потенциала тоже слабые. Она пару раз где-то убила упырей, а все время прячется за спины мужиков и сбегает.
Кстати, про Аарона и Даниила. Вот эти двое, как мы понимаем, мужчины из любовного многоугольника Агаты. Даниил подкатывает к Агате, но та приглядывается к Аарону, с которым неумело обыгрывается троп «любовь/неприязнь», но к нему клеится Елена, с которой он не шибко хочет проводить время. И кого по итогу выберет Агата? Правильно – Аарона, ибо в таких романах так и работает. Человек, к которому главная героиня испытывает неприязнь и настороженность, становится ее любовью на всю жизнь. Снова клише, с которым плохо работали. Зато могу подчеркнуть плюс: там нет отчасти предсказуемой любовной линии, так как героиня все равно ни с кем не стала встречаться по итогу. Но то ли еще будет, есть же еще две части.Заключение
Что хочется сказать по итогу: хотела российскую ведьмачку, а получила стерву Агату. Я глубоко разочарована.
Хотелось бы также пару слов сказать про язык повествования, то он скучный, хотя книга легко читается. Слишком много ненужных описаний, смесь канцеляризмов и простых слов, а также некоторые странные обороты («Зло чихнув», например). По мере прочтения, хотелось бросить, ибо читать переливания из пустого в порожнее было утомительным.
Для первой книги, может быть, это и неплохо, но на бестселлер не тянет совсем. Такого внимания, на мой взгляд, книга не заслуживает. По крайней мере, где-то теплится надежда на то, что последующие книги поправят все минусы, которые есть в первой.22849