Рецензия на книгу
Трудно быть богом
Аркадий и Борис Стругацкие
Uchilka9 августа 2014 г.Если бог берётся чистить нужник, пусть не думает, что у него будут чистые пальцы.
Эх, как бы мне хотелось сделать умное лицо и сказать, что я знаток творчества АБС и что запросто постигаю все их замыслы, но, увы, чего нет, того нет. Надеюсь, пока нет. И всё же Стругацкие - это те авторы, которые каким-то непостижимым образом всегда были мне близки. Когда беру в руки любую их книгу, я совершенно точно знаю, что получу: как минимум сильно концентрированное удовольствие от чтения, как максимум ещё и бесконечно долгие размышления над поставленной авторами проблемой.С первых же страниц книги «Трудно быть богом» погружаемся в непередаваемую атмосферу миров Стругацких. Сначала мы видим нашу родную планету Земля. Прекрасный летний день. Трое обычных детей, сбежав из интерната, наслаждаются прогулкой по окрестностям. Мы знакомимся с Пашкой, Анкой и главным героем - Антоном, который двумя страницами позже решительно будет настроен пустить стрелу в мишень, установленную на голове своего друга. Он колеблется какое-то время и стреляет, но в последний момент поднимает арбалет чуть выше. Это первый ключевой момент. Второй – дети находят заброшенное шоссе со знаком «кирпич». Анизотропное шоссе, как говорит Антон.
А дальше действие перекидывается на другую планету, в город Арканар. Возмужавшие Пашка и Антон в числе 250 сотрудников Института экспериментальной истории решают Проблему Бескровного Воздействия с целью подтвердить базисную теорию учёных. Они на этой планете боги. Уровень развития в Арканаре близкий к уровню времён нашего Средневековья. Но самое печальное – власть сосредоточилась в руках дона Рэба. Ох уж, этот орёл наш дон Рэба... Личность тёмная, мелкая, с наполеоновскими замыслами. Ужасающая комбинация. Всеми возможными карательными мерами он лепит из населения безропотное быдло.
Умные нам ненадобны. Надобны верные.И народ поразительно послушен. Он ещё не умеет по-другому.
— Сущность человека, — неторопливо жуя, говорил Будах, — в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся.Антон, а ныне благородный дон Румата наблюдает всё это, предпринимая одиночные попытки спасти образованных и просто грамотных людей. Но и он начинает поддаваться чужеродной среде:
Он вдруг поймал себя на мысли о том, что оскорбительные словечки и небрежные жесты получаются у него рефлекторно, что он уже не играет высокородного хама, а в значительной степени стал им.
Мы присутствуем в тёмном Арканаре, в удивительном мрачном мире, сконструированном Стругацкими. Здесь всё дышит реальностью: город и его жители, окрестные леса и его небылицы, виселицы и лавки, серые штурмовики и исчезнувшие ныне поэты, приёмы во дворце и воровские сходки – всё. Персонажи - от дона Пампы до Ваги, от Киры до Оканы – наделены яркими живыми характерами, их слова и действия настолько выразительны, что кажется, мы смотрим 3D кино, а не читаем книгу. Это одна из особенностей творчества АБС – используя простые средства, представить своих героев так, что они начинают жить собственной жизнью.Всё, что мы видим, мы видим глазами Руматы и опираемся на его же суждения. Мы сами как бы участники данного проекта экспериментальных историков - смотрим на миссию Антона при помощи специальной камеры, встроенной в его обруч. Плюс к этому у нас имеется и аудиоканал – мы «слышим» мысли дона Руматы. Вся безнадёжность сложившейся ситуации проигрывается в его голове снова и снова. И вновь он колеблется, как несколько лет назад, когда держал в руках арбалет, играя в Вильгельма Телля:
«Я знаю только одно: человек есть объективный носитель разума, все, что мешает человеку развивать разум, — зло, и зло это надлежит устранять в кратчайшие сроки и любым путем. Любым? Любым ли?.. Нет, наверное, не любым. Или любым?»Антону предстоит сделать выбор, и он его делает, ломаясь под гнётом обстоятельств.
Под конец снова всплывает анизотропное шоссе на Земле. И мы задаёмся вопросом: был ли процесс необратим? Могла ли у Антона быть иная судьба? Имеет ли бог право на какое-нибудь чувство, кроме жалости?
Очень хочется когда-нибудь дорасти до уровня, обозначенного в комментарии одного уважаемого лайвлибовца:
При рассмотрении Стругацких как литературно-социального явления, в их теперешнем состоянии, уже важен разбор не каждой отдельной книги, а просмотр и осознание всего "стругацкого" Мега-Текста. Как только количество прочитанных "стругацких" книг перейдёт некий необозначенный и неназываемый численный рубеж, происходит некое качественное изменение состояния Читателя.Может быть, год за годом, роман за романом… А пока «Трудно быть богом» уверенным шагом уходит в любимое.
17106