Рецензия на книгу
Двойной язык
Уильям Голдинг
linaspasova7 августа 2014 г.Неоднозначное произведение, обрывистость которого сильно напрягает в конечном счете - Голдинг итак предпочел о многом умолчать - что уж тут говорить о внеплановых сюжетных потерях.
Прослеживается несколько линий сюжетных проблематик - первая, которая сразу бросается нам в глаза: женская линия. Проблема становления женщины как женщины, маленькая трагедия бесповоротного девичьего созревания, расцветания прекрасного цветка и неминуемого его увядания. Безвольность и место женщины в мире - тогда эти вопросы стояли особенно остро, хотя сейчас они иллюзорно кажутся нам почти закрытыми в нынешнем мире.
Линия отношений - лично для меня отношения Ионида и Ариеки были совершенно особенными: не имея любовного подтекста, два совершенно разных человека, принадлежавших к разным сословиям, с разными происхождениями, относящиеся к разным возрастным группам и имеющих разные взгляды по жизни - они сходятся в гармоничной композиции взаимопомощи и взаимопонимания, и каждый друг без друга обойтись уже не может.
И, конечно, главная проблема произведения - проблема веры. Веры масс и веры личности.
Есть ли вера в религии? Насколько она слепа у народа и насколько глубока у её представительских верхушек?Можно ли говорить гласом Бога и одновременно не верить в него? - этот вопрос становится самым острым и главным, на мой взгляд. Можно ли быть Богом и не верить в него? Можно ли обманывать других настолько реалистично, что, в конце концов начать обманывать самого себя?
И где она, та самая граница между верой и неверием?
Это произведение, с нехарактерной для Голдинга античной атмосферой позволяет нам подсмотреть в замочную скважину самых важных представителей религиозной верхушки; позволяет задать самим себе тебе вопросы, которые мы по какой-либо причине не решались себе задавать.
3236