Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним5 августа 2014 г.Что есть Башня из черного дерева? Послушаем одного из героев:
То, что пришло на смену башне из слоновой кости. Все, что неясно, потому что художник боится быть понятым...
Метафора абстрактного искусства, бегства от реальности. Но только ли для искусства верны эти слова? Ведь все мы прячемся, надеваем спасительную маску, загоняем себя в знакомую роль...или уже не можем загнать, потому что перешли черту. Потому что выстроили свою Башню из черного дерева.Это не сборник новелл. Это идея с пятью иллюстрациями. Исследователи много пишут о выборе между экзистенциальной свободой и нонконформизмом, о балансе и его отсутствии в душе творческого человека. Все это сложно отрицать, но на мой взгляд, наряду с этим важна мотивация. Да, все герои так или иначе вынуждены выбирать, но важнее - атмосфера непонимания. Непонимания не от невнимательности окружающих. Непонимания от желания быть непонятым, загадочным, необъяснимым. Желания тем более сильного, чем более ясную и понятную жизнь ведет персонаж. Каждая новелла показывает историю с другой стороны. Сначала это неясные сомнения Дианы, почти бессознательно бегущей от людей:
- Может быть, вы слишком многого требуете.
- Ищу человека, который бы понял меня?
- Это нелегко. Тем более если вы прячетесь.
Она покачала го- Возможно, я и не хочу, чтобы меня поняли. Не знаю.
Та же мысль - косвенно - в поступке Гильдельюк (новелла "Элидюк"). Сознательный уход от действительности, игра в прятки с судьбой, девиз "Смирись и покорись!" - вполне в духе раннего романтизма. А куда было бежать благочестивой женщине, как не в монастырь?
Дальше - больше. "Бедный Коко" на первый взгляд абсурден и несуразен. Чего ради молодому провинциальному вору мстить пожилому интеллектуалу с писательским даром? Парень много говорит, даже объясняет свою позицию, но понятым не станет. Он и не хочет быть понятым, потому что презирает прошлое поколение, и его финальный жест - вполне в духе Базарова: нигилизм во всей красе. А история - отражение извечного конфликта отцов и детей.
Моя любимая "Энигма" - это почти детектив, детектив, где цель - найти мотив героя, который не желает, чтобы его нашли. Неважно, чем на самом деле кончилась бы эта история, важно, что кристально прозрачный с точки зрения общества человек все-таки припрятал где-то в глубине своего существа то самое желание - стать необъяснимой загадкой, энигмой, ведь загадки без ответа не забываются дольше решенных.
И, наконец, "Туча" (или "Облако", что не совсем верно, потому что не так таинственно) - картинка семейного пикника все с тем же туманным и неясным персонажем. У Кэтрин есть что-то в прошлом, что-то невысказанное вслух, что-то тайное и оттого притягательное. От этого она выглядит другой, непохожей на друзей, которые отчаянно взывают к ее нормальности - но тщетно.
Новеллы связаны не только по смыслу. Это своеобразная цепь, и, если приглядеть, можно заметить соединения звеньев. Прямые отсылки, ключевые образы (вроде образа ласки как символа любви, смешанной с похотью), прямой повтор слов - всё это придает сборнику целостность. Образности и достоверности способствует описательный талант автора. Фаулз - великолепный пейзажист и великолепный психолог, умело сочетающий это в своем творчестве.
Что же все это значит? Что символизируют герои? Попытка привлечь внимания, стать центром и - напротив - убежать, скрыться от других. Это право на свободу и одиночество. Свободу быть не как все. Свободу быть непрозрачным для других. Свободу, купленную ценой одиночества. Но если вас не пугает эта цена - добро пожаловать в Башню из черного дерева!
977