Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
Аноним5 августа 2014 г.Так сложилось, что школу я окончил, обучаясь на дому. И с педагогами мне очень повезло. Абсолютное большинство из них были настоящими профессионалами, знающими и любящими своё дело, и просто хорошими людьми. Конечно, заниматься с такими учителями индивидуально, один на один, было истинным удовольствием для человека, жаждущего знаний. Поэтому нас миновали те проблемы, о которых писала Кауфман. У моих преподавателей было больше возможности по-настоящему обучать меня, нередко отступать от рамок программы, чтобы дать побольше действительно нужного материала. Результатом такой работы стала для меня золотая медаль и огромное удовольствие от процесса обучения, о котором приятно вспоминать и сейчас, через 4 года после выпуска.
А с русским языком и литературой у меня вообще особая история. Поначалу я не любил читать, мне казалось, что моя учительница требует от меня слишком много, задает больше других, и т. д. И только через пару лет, когда мне удалось победить свою лень и начать добросовестно учить правила, ко мне пришло осознание того, что учительница требовала от меня работать в полную силу, исходя из моих способностей. Результат – русский язык я помню лучше, чем какой-либо предмет и страстно увлекаюсь чтением. Поэтому педагог вправе требовать от ученика большего, если Учитель видит в своём подопечном потенциал, и знает то, чего именно требует.
Теперь перейду к впечатлениям от книги. Признаюсь честно, первая часть романа выбила меня из колеи. Конечно, педагоги рассказывали мне о подобных проблемах, но такого абсурда, о котором пишется в книге, в нашей школе не происходило. Поэтому постоянно казалось, что Кауфман излишне утрирует. Не верил я ей, всё-таки это художественное произведение… Поэтому минус ползвезды.
Однако по ходу чтения меня всё больше засасывала школьная атмосфера, в которую мне не удалось окунуться с головой во времена ученичества. Необычная форма повествования создает ещё больший эффект присутствия. Ты как будто сам наблюдаешь за событиями в школе, находясь в её стенах. Постоянно сопереживаешь учителям и ученикам, пытаешься находить решения навалившихся на героев проблем.
Роман порадовал потрясающим разнообразием характеров, причем как учеников, так и учителей. Романтики, нахалы, интеллектуалы, подлизы, застенчивые молчуны, развязные кокетки – всех их можно найти на страницах этой замечательной книги.
Однако среди всех персонажей особняком стоит Мисс Баррет – по –настоящему главная ГЕРОИНЯ романа. подробней о ней.
Утопичный, слегка идеализированный образ педагога, постоянно идущего вверх по лестнице, ведущей вниз, отчаянно борющегося против системы и пытающегося найти ключик к юным созданиям, зажечь искру мысли в их вялых мозгах, привить любовь к чтению и просто сделать из них личностей.
Постоянно возникали ассоциации с великолепным фильмом Общество мертвых поэтов, но там всё же был другой контингент учеников.
Когда я читал сочинения «особо отстающих,», то просто поражался тому, что речь может быть настолько нескладной, запас слов столь скудным, а ошибки столь вопиющими.
«И как их можно чему-то научить» - подумалось мне. А Сильвия смогла, она выстояла, нашла в себе силы и мотивацию к деятельности, преодолела множество преград, стоящих на её пути.Конечно, огромную помощь начинающей учительнице оказала Беа, тоже когда-то находившаяся в положении Сильвии. Однако мисс Шехтер смогла пройти огонь, воду и медные трубы, став педагогом с большой буквы. На мой взгляд, следующая её цитата наиболее точно характеризует прелесть профессии учителя:
Эту записку принесет Вам прелестная девочка. Взгляните на нее внимательно. Вы часто встречали такую приветливую улыбку, такую гордую осанку? Ее только что приняли в Почетное общество. А в прошлом году она была готова бросить школу.
Пройдите по коридорам. Послушайте у дверей классов. В одном разговор об истоках греческой трагедии, в другом грамматические упражнения, в третьем хор голосов, спрягающих французские глаголы. Рядом отчет комитета о расчистке трущоб. Еще в одном тишина: решается математическая задача.
Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени, тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было огорчений, все можно вынести, потому что нет ничего более прекрасного, чем школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь происходит нечто очень важное — молодежь вступает в мир знаний.
Вот почему мне удается выстоять.В этой книге найдет что-то интересное широкая аудитория читателей: для начинающих педагогов, желающих добиться успеха на этом поприще, роман Кауфман станет кладезем вдохновения. Для людей, которые давно окончили школу, книга станет универсальным средством возврата в прошлое, даст возможность вспомнить золотое для многих время. Ну а нынешние школьники смогут узнать в героях себя и, возможно, изменить отношение к жизни, к учебе, и к самим себе.
А главное достоинство романа заключается, на мой взгляд, в том, что он заставить всех думать и переживать, каждого о своём, но равнодушным не оставит точно.
В конце рецензии хочется поблагодарить Кауфман за увлекательное путешествие в школьные миры, а также ещё раз поклониться моим педагогам за то, что научили меня мыслить , и сделали меня тем, кто я сейчас есть.
2988