Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним5 августа 2014 г.Печать печали
Ивлин Во – старый и любимый друг, вот мы и встретились снова. И как всегда ты точно почувствовал мое настроение и пришел поговорить о том, что на душе. (Вообще, книги всегда попадают мне в руки точно по теме и вовремя, не знаю, как они это делают.)
Дружба – прекрасная вещь, без нее жизнь пресна и безвкусна. А какая здесь дружба! Такая красивая и обаятельная! (наверно это слово больше всего встречается в романе.) В дружбе Любовь проявляется лучше всего. В отношения между М и Ж вмешивается страсть, между родителями и детьми чувство собственности и долга, желание огородить и твердая уверенность, что они знают, что лучше для их ребенка. Вот мы и увидели, что из этого вышло. Трагедия.
Любовь
Я не согласна, что любовь Чарлза и Себастьяна была предтечей любви к Джулии. Скорее, за неимением оригинала, пришлось довольствоваться копией (красивой копией :). В идеале Чарлз должен был остаться с Себастьяном, в этом случае замысел его существования реализовался бы полностью. Зачем жена, дети, которых он и не любил и не понимал зачем их завел… даже Джулия. Когда они были с Себастьяном, веяло счастьем, но было ли счастье в отношениях с Джулией? Только грусть. Иногда в ходе синтеза, выход основного материала жизни так мал, а побочных, к сожалению, намного больше.
Религия
Католицизм – это самая… как бы правильнее сказать… сомнительная религия из всех для меня. Авторы любят выбирать ее, чтобы показать сомнительные выборы («Овод», «Поющие в терновнике» и т.д.) и если Во хотел поразмышлять-посмеяться-поспорить на тему религии, лучшего варианта он не мог найти. Главная цель или смысл, если можно так сказать, жизни - это любовь, и религия это (основной) вспомогательный аппарат для ее достижения, как язык объединяющий людей, и когда она выступает в противоположной роли, остается только вот это: ???!!!
Люди вечно выбирают между религией (не Богом, потому что Бог внутри каждого, или каждый есть Бог) и людьми/человеком/любимым, для этих людей религия уже форма, в которой не осталось содержания. «Призвание» Джулии было любить Чарлза и быть с ним, а не лагеря и госпитали… Вот Корделии, да. Бог заложил в каждом его реализацию Любви, и для каждого она своя, у каждого свой путь к ней. Сцена, где Чарлз и Корделия думают о жизни друг друга как о «загубленной жизни» хороший пример, ведь у каждого своя правда. И нужно выбирать людей (любовь), а не идеологию, как известно, наше отношение к Богу выражается через отношение к людям.
Джулия – переменчивая, непостоянная душа (прям как я), знающая верный путь (для всех), но последовавшая по неверному (как ей кажется), но ни по одному из них до конца не дошедшая.Смерть... Сцена смерти лорда Марчмейна просто потрясающая. Столько мыслей сразу от нее возникает. В общем, по окончании романа сложно определить позицию Во в отношении религии, но по этой сцене впечатление, что он считает религию нужной, когда появляется смерть. Точнее религия нужна для отношений между человеком и смертью, стоят: Человек + Религия + Смерть, как-то так. (А мы из науки психология знаем, что Религия появилась из-за чувства страха человечества перед смертью, а вот насколько это верно, никто не знает).
А так, роман для меня больше о грусти, о дружбе и любви, об одиночестве (в семье), о поиске, о потерянности ... и о многом другом. Могла ли я знать в 2011 году, добавляя эту книгу к себе и читая рецензии, что она настигнет меня именно в такой период жизни, тождественный завершению эпохи дружбы Себастьяна и Чарлза, и будет полностью созвучна мелодии моей грусти... а совсем не о том, что писали в этих рецензиях...
Мелодия грусти или саундрек к книге: Ludovico Einaudi - Nuvole bianche5100