Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Опасные связи

Шодерло де Лакло

  • Аватар пользователя
    Аноним5 августа 2014 г.

    В качестве эпиграфа:


    Как можно без содрогания помыслить о бедствиях, которые способна причинить хотя бы одна опасная связь! И скольких несчастий можно было бы избежать при большей рассудительности! Какая женщина не обратится в бегство при первых же словах обольстителя? Какая мать могла бы без трепета видеть, что дочь ее доверительно говорит не с нею, а с кем-то другим! Но эти запоздалые соображения приходят в голову лишь после того, как все уже случилось. И одна из самых важных, а также самых общепринятых истин не применяется в жизни, сметаемая вихрем наших неустойчивых нравов.

    Осторожно: спойлер!
    Если в нескольких словах передавать смысл вышесказанного - хорошая мысля приходит опосля. При чем не в ту голову, в которую должна была бы прийти. Как я поначалу надеялась, что госпожа де Турвель устоит перед чарами Вальмона... но нет. Госпожа повелась на его сладкие речи, поверила всему, что он говорил. Не исключено, что это все-таки была любовь. Тогда госпожу де Турвель остается только пожалеть. Вальмон, не смотря на уверенность маркизы в обратном, не любил де Турвель. Любовь говорит другими словами, он же изъяснялся словами страсти и вожделения, для него прекрасная недотрога и святоша, как он называл ее в письмах к де Мертей, была всего лишь очередной галочкой в списке тех, кто ему отдавался. Не смотря даже на то, что позже он пишет маркизе, хвастаясь своей победой:


    Опьянение было полным и взаимным. И впервые за всю мою жизнь оно сохранилось для меня и после наслаждения.

    Сесиль просто удивляет своей доверчивостью и наивностью. Хотя ее мать такая же. Но, будь у них двоих более доверительные и близкие отношения, все могло бы сложиться иначе. И история эта не закончилась бы так, как она закончилась.
    А какова оказалась маркиза! Я просто поражалась, сколько в ней яда! И такая тяга к интригам! Сколько жизней она сломала и скольких сделала несчастными в угоду своей прихоти! Но жизнь не оставила ее безнаказанной. Хоть это наказание и условное, оно, тем не менее, свидетельствует о том, что автор осуждает поведение и образ жизни маркизы де Мертей.

    Дальше спойлеров не будет =)
    История в высшей мере поучительна. По замыслу Шодерло де Лакло книга должна была восприниматься как предостережение и урок бдительности тем, кто рисковал стать очередной жертвой аристократов. Вместе с тем автор не убеждал потенциальных последователей виконта де Вальмона и маркизы де Мертей воздерживаться от подобного им поведения, за что и был обвинен в любовании пороком. Однако, Шодерло де Лакло, очевидно, просто не питал иллюзий относительно возможности перевоспитания подобных людей.


    Но, не имея возможности предотвратить зло, удовольствуемся тем, что убережемся от него сами.

    К слову, одно из писем маркизы де Мертей напомнило мне знаменитую философию доктора Хауса: "Everybody lies" (все врут). Нет, она сама так не считала, она просто врала всем. И не только она одна.
    Роман "Опасные связи" - роман необычный. Он полностью состоит из писем. Удивительно, какие они все разные при том, что написаны одним и тем же человеком! Это предает роману необычайную реалистичность. "Предисловие редактора", тем не менее, так до сих пор и вызывает споры - возможно ли, что события, описанные автором, все-таки имели место быть в действительности?
    Первое издание "Опасных связей" в марте 1782 года в Париже сопровождалось не только успехом, но и скандалом, который возник от того, что критики и общественность признали его неприличным и почти порнографическим. В результате этого на карту оказалась поставлена военная карьера де Лакло.
    Роман принес автору большую знаменитость, однако оказался единственным его крупным художественным произведением. К концу жизни де Лакло вынашивал замысел еще одного романа (о счастье внутри семьи), но, как с язвительностью отмечали некоторые французские критики, судьба, то бишь смерти, его уберегла. Кроме "Опасных связей" им были написаны несколько стихотворений, коротких пьес, эротических сказок и оперных либретто.


    Об экранизациях
    Я смотрела два фильма - "Опасные связи Стивена Фрирза 1988 года и "Вальмон" Милоша Формана 1989 года. С их выходом связана одна интересная история. Фильм Фрирза «перебежал дорогу» в кинопрокате экранизации Формана. Форман приступил к съемкам раньше, чем Фрирз, однако британский режиссер успел снять свой фильм быстрее и выпустил его в прокат в декабре 1988 года. Вследствие этого Форману пришлось изменить заглавие ленты. Фильм «Вальмон» вышел на экраны только в ноябре 1989 года и потерпел полный коммерческий провал — несмотря на то что, по мнению многих критиков, по художественным достоинствам фильм Формана не только не уступает, но и в некоторых аспектах превосходит картину Стивена Фрирза.
    Первым я посмотрела "Вальмона" (на тот момент я прочитала только половину романа). Фильм замечательный, мне очень понравился! Вальмона играл Колин Фёрт. По сюжету он, в целом, передает содержание романа и его главные события, правда, некоторые из них переставлены местами по хронологии. Зато повествование стройное и не все кончили так же плохо, как в романе. Сесиль там до того наивна, что вызывает смех. Но самой потрясающей была госпожа де Розмонд! Она невероятно обаятельна!
    "Опасные связи" я смотрела уже после того, как дочитала книгу до конца. Здесь деталям уделено больше внимания, чем в вышеупомянутом фильме, однако из-за этого возникают сюжетные провалы. Например, в конце показано, что маркизу де Мертей больше не принимают в обществе, но опущены причины этого. Надо отдать должное Гленн Клоуз, которая великолепно сыграла ее! В роли виконта здесь Джон Малкович. Юная Ума Турман играет Сесиль, а роль шевалье Дасени исполняет Киану Ривз.
    Оба фильма достойны внимания и сложно сказать, какой из них лучше. Лента Формана боле легкая и непринужденная, Фирз же больше внимания уделил деталям. Некоторые сюжетные отличия от романа есть и в том, и в другом фильме.

    5
    24