Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение "Пионера"

Шамиль Идиатуллин

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2024 г.

    Гостья из будущего наоборот.

    О книге Шамиля Идиатуллина "Возвращение "Пионера" очень сложно писать без спойлеров. Либо получается крайне общо - либо слишком конкретно, середину найти не удается. Сложно определить и жанровую структуру - это и подростковая научно-фантастическая повесть (в отличие от многих комментаторов, я бы все же дала ее 13-14 летним читателям), и роман взросления, и жесткая, даже жестокая сатира нашего времени - времени настоящей антиутопии, если смотреть на него через призму коммунистических идеалов конца 1970х. Главный герой "Возвращения", Линар Сафаров, очень не любит знаменитую песню "Прекрасное далеко", но если взглянуть на сюжет вплотную, то получится такая "Гостья из будущего" наоборот - "далеко" для пионеров оказывается весьма жестоко, а вот прошлое напротив, прекрасным и обжитым. Эта "обжитость" достигается за счет невероятного количества отсылок к фильмам, книгам, анекдотам, газетам, политике и культуре советского периода. Линар - рассказчик - дитя своей эпохи, он говорит ею, он живет ею. И мы, смотря на "дивный новый мир", читая его комментарии, понимаем, как изменился язык - и наслаждаемся увлекательной игрой в "если не помните, то погуглите" от автора.  Но - все же попробуем немного о сюжете.

    Давным-давно, в далекой-далекой уже от 2024 года реальности, в 1985 году, в городе и стране, которых уже нет, наступило лето. Летний лагерь, всесоюзный съезд школьников с перспективой отправки в "Артек", или отбором для некой судьбоносной миссии, о которой принято молчать, ибо подписка о неразглашении. Общая атмосфера первых полусотен страниц "Возвращения" здорово мне напомнила "Институт" Кинга -  своим в целом позитивным настроем с мягко нагнетаемым "что-то страшное грядет".  Однако чем дальше в книгу - тем, как ни странно, светлее - то ли потому, что повествование смещается к очень уж оптимистичному рассказчику - подростку, то ли потому, что все герои романа железобетонно уверены в положительном исходе их миссии. Миссия непростая - надо слетать в космос на супер-новом аппарате, проскочить по "струне" в неведомые галактические дали, все запомнить и вернуться в целости, дабы рассказать, как оно. В процессе все осложняется "приятным бонусом" - спасением человечества от кометы Галлея. Линар, Инна и Олег, троица из разных регионов необъятного СССР (Чистополь, Грозный и село где-то в глубине Таджикистана), отнюдь не рядовые подростки, практически гении каждый в своей сфере, берутся за дело. Но вместо возвращения максимум через месяц пропавший со всех радаров аппарат возвращается на Землю в 2021. И тут на космонавтов наваливается настоящий футуристический шок - пусть машины и не летают, но все остальное изменилось радикально, причем совсем не так, как виделось в восьмидесятых - никаких тебе яблонь на Марсе, зато смартфоны, интернет, телевидение. Но главным шоком для ребят становится даже не наш своеобразный технический прогресс - а то, как изменился социум.

    И как мутировали в нем моральные нормы, вбитые в наивных, казалось бы, детей прошлого века. 

    Есть книги, читая которые, ежишься от ужаса, который автор добавлял туда специально, стараясь напугать. Есть те, которые пугать и не должны были бы, а пугают - своей внезапной прозорливостью и актуальностью. Дочитывая "Пост" запрещенного ныне Глуховского, я гнала от себя мысль - ну нет, такого точно быть не может. Не может же, да? Читая "Возвращение" мысль была иная - от нас книгу отделяют всего 2-3 года, она закончена в 2021. Изменилось ли что-то? О да. Но я, как те путешественники из прошлого, все с тем же непониманием и шоком смотрю на экран новостного канала - а там летит, летит пресловутый пластиковый стаканчик, и "космонавты" уже поднимают щиты.


    "мир, ради которого несколько человек бьют ногами и дубинками одного, существовать не должен"

     Кто-то упрекнет Идиатуллина в излишней чернушности, в сгущении красок части о нашем времени - ну не все ж полицейские такие негодяи, да и за слоем "негодяйства" есть неплохие люди. Но без этой нарочитой, где-то и впрямь пережатой около-криминальной части не было бы того контраста времени, систем и понятий. Будем надеяться, что это все же художественный прием. Будем же, да?) 



    12
    398