Рецензия на книгу
Монахиня
Дени Дидро
Аноним4 августа 2014 г.«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним, изолируйте его— и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе,
сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря»Из всех произведений, которые были предложены из курса зарубежной литературы эпохи Просвещения, я выбрала именно “Монахиню”. Я предполагала, что буду писать именно о ней с самого начала, поскольку много слышала о Дидро и его произведениях, но случая познакомиться ближе не было. И вот прекрасная возможность, а я такими случаями не разбрасываюсь — совместить приятное с полезным.
В начале второй половины восемнадцатого века во Франции, тогда еще вмещающей в себе сотни монастырей, бурлила громкая новость о некой Маргарите Деламар. Женщина была отправлена в монашество, но хотела отречься от него. В то время это был неописуемый скандал!
Эта история, видимо, потрясла и самого автора романа Дени Дидро. Писатель был бунтарски настроен против насильного служение Богу. И этот роман – его личный, как мне кажется, голос восстания и мятежа против такого поведения церкви. Поэтому не трудно догадаться, что именно эта реальная женщина стала прототипом героини романа Дидро Сюзанны Симонен.
Героиня романа Сюзанна Симонен, практически, в мелочах копирует судьбу Маргариты Деламар. Единственное отличие – это, что Маргариту в монастырь отправила мать, а Сюзанну – оба родителя. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее мать вышла замуж за г-на Симонена, когда у него уже были две дочери. Но она всегда превосходила сестёр красотой и душевными качествами. Но это вызывало не восторг родителей, а отвращение. Они были холодны, жестоки и суровы с девушкой. Сюзанна стала предполагать, что она не дочь г-на Симонена. И это оказалось правдой. Родители силой заставляют ее принять монашество и так избавляются от девушки.
Лично меня больше всего поражало отношение матери к родной дочери. Это ведь ее единственный родной ребенок, остальные дочери ведь не родные, но к ним она относятся намного лучше. Ее слова о том, что Сюзанна — ее «единственный большой грех в жизни» заставили меня пылать от злости. Грех совершила она, а расплачиваться должна дочь? Лично для меня это очень несправедливо.
Мать так и не рассказала девушке, кто ее настоящий отец и почему она не может искренне полюбить Сюзанну, но насколько я поняла, она очень сильно напоминала своего настоящего отца и поэтому была так невыносима для матери. Я просто не понимаю, как можно было говорить своему ребенку о том, что лучше бы его вообще не рожали? Разве это люди? Разве такому учат нравы?
Жизнь Сюзанны Симонен наводит ужас своей безвыходностью и обреченностью. Сейчас, во времена, когда любой человек волен выбирать свой путь сам, читая это произведение, я с трудом верила в правдивость происходящего с главной героиней. Неужели такое действительно могло быть за правдой? Так подло и просто руководить чужой судьбой?
Но когда понимаешь, что эти события происходили не только на страницах в книге с вымышленной героиней, а с реальным человеком, который так же жил когда-то, как и мы сейчас - именно это заставило меня прочувствовать эту историю еще сильнее.
Сюзанна снесла множества пыток в монастыре Лоншана, в то время как подает иск в суд, чтобы отказаться от своего обеда стать монахиней. Ей помогает адвокат Манури, который был искренне растроган историей этой девочки и всеми силами хотел помочь. Вот что он говорит о монашестве:
«Дать обет бедности — значит обязаться клятвой быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия — значит обещать богу постоянное нарушение самого мудрого и самого могущественного из его законов; дать обет повиновения — значит отказаться от неотчуждаемого права человека — свободы. Если человек соблюдает свой обет – он преступник, если нарушает его – он клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика и лицемера».Этими словами Дидро высказал свое мнение относительно затворничества.
Лично меня больше всего шокировали события, которые происходили в последнем монастыре, в который девушку перевели. Или правильно сказать ее новая настоятельница, у которой был очень странный и противоречивый характер. Сюзанна стала ее новой любимицей. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпала Сюзанну подарками, освобождала от служб. Но девушке иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает ее и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней. Для меня был шок увидеть в этой книге проявления любви женщины к женщине. И если быть точной, то это, наверное, самое ранее упоминание о лесбийских отношениях, которое я прочитала в классике. И это было то, что я не ожидала прочитать в этой книге. Но это даже сделало книгу еще интересной, поскольку большинство книг довольно предсказуемы.
Хотя тут скорее подразумевается не просто любовь женщины к женщине, а удовлетворение плотских желаний. И это не мешало настоятельнице развращать невинных девушек, чем она успешно и занималась до появления Сюзанны.
Но после всех мучений, Сюзанна все таки смогла сбежать из монастыря с помощью одного монаха, хотя помыслы у него были не чистые и он хотел совратить девушку. Но важнее то, что она выбралась из темницы, на которую ее обрекли ее родные. Девушка устраивается прачкой, и хоть работа очень тяжелая, кормят скверно и обращаются довольно грубо - девушка все же готова терпеть это, нежели монастырскую жизнь. В конце романа она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей. Этой девушке не нужно ничего, лишь ее свобода...
Эта история действительно поразила и шокировала меня, с каким умение Дидро описал всю притворность и извращенность этих людей, которые врут и себе и окружающим. Как такие люди могут быть посланниками Бога? Это смешно!
Просветитель твердо уверен в том, что тяжела изоляция человека от человека:
«Поместите человека в дремучий лес, он превратится в дикого зверя. Но монастырь — хуже дремучего леса, ибо с ним связано представление о рабстве, от которого нельзя избавиться и единственная желание монахинь заключается в надежде расторгнуть свой обет.»На примерах Сюзанны и ее настоятельниц Денни Дидро показал, во что превращается человек насильственно лишенный удовлетворения первостепенных потребностей, доказав, что вытеснение неприемлемых для человека переживаний, чувств и влечений — является основным источником возникновения психических аномалий. По мнению Дидро человек— это социальное существо, которое должно развиваться в обществе и составлять с ним единое целое. Это бедная девушка больше четырех лет терпела заточение в монастыре. У девушки никого не осталось. Монастырь забрал всех, даже тех, кого даровал сам.
Также в романе меня поразило отношение общества к истории Сюзанны. Сперва казалось бы, ей сочувствуют и поддерживают, но суд отверг иск мисс Симонен, побоявшись, вероятно, создать прецедент. Обществу было легче жалеть, поддерживать или осуждать монахиню «на расстоянии вытянутой руки». Но оно не могло позволить, чтобы открылись ворота монастырей. Ведь тогда бы наружу вырвались все те несчастные женщины, от которых общество так искусно избавилось, заперев на замок и назвав это «благим делом» и «служением Господу».
Дидро был атеистом, он был привержен гуманистическим идеалам и высоким представлениям о человеческом долге. «Монахиня» - это своеобразный крик, попытка раскрыть глаза, протест против насилия над человеческой судьбой.
Что касается моего личного мнения относительно этой повести, то я верю в Бога, но все же для меня также чужды монастырские устрои и затворничество. Я думаю, что Бог создал нас не для того, чтобы мы вынуждали себя делать что-то, или страдали всю жизнь. Мы должны прожить свою жизнь так, как считает нужно, делать то, что нравиться, не лицемерить и не быть жестокими. Тем более мнение о религии в XVIII и XXI веках сильно различаются. Сейчас у нас есть свобода, которой так не хватало людям того времени. Поэтому я думаю, читая такие книги, мы должны ценить свою жизнь и свободу еще больше и стараться жить еще лучше для всех тех, кто не смог это сделать....«Монахиня» Дидро — стала для меня глотком свежего воздуха, который заставил меня о многом задуматься и ценить то, что у меня уже есть. По крайней мере мы имеем свободу, которую так хотела получить Сюзанна. А что может быть лучше этого чувства??? ...
282