Рецензия на книгу
Диалог о вере и неверии
Эко Умберто, кардинал Мартини
Аноним13 января 2024 г.Мужчины говорят о женщинах
Мужчины, один — кардинал-католик, а другой — профессор, писатель, журналист неопределившийся, написали друг другу четыре пары писем, и половина их — о женщинах. Вот уж правда, есть что-то неизменное в мире!
Публицистика Умберто Эко нравится мне больше, чем его художественная проза, несмотря на то что романы принято хвалить. Я знаю о том, что синьор Эко — брюзга, мне это не мешает, потому что ворчание обычно сдобрено «профессорским юмором», но здесь юмора нет совсем. То ли чтобы продемонстрировать уважение к собеседнику (всё-таки князь церкви, оракул, хоть синьор Эко отказывается видеть в нём клирика и называе по имени), то ли его стесняет формат и тематика текстов. Беседа всё-таки серьёзная! В этот раз мне не понравилось, как написано и что написано, хотя было любопытно ознакомиться.
Карло Мария Мартини — очень образованный человек, и это приятно. Он с лёгкостью жонглирует терминами, относящимися к социологии и философии светской, и речь его кажется более живой и естественной, чем речь его собеседника — впрочем, это может быть из-за перевода. Но эрудированность и открытость вовсе не мешает кардиналу ответить на вопрос «почему женщины не священницы» элегантным и завуалированным «а вот так вот». Подозреваю, что это был не юмор, конечно, но хочется его тут придумать.В целом, оба они симпатии моей не вызвали. Когда мужчины начинают обсуждать право на аборты, симпатия моя выключается сразу же. Интересно, а если бы рожали они, как бы тогда велась дискуссия?
Да и к тому же, очень много «дипломатии»: синьоры не дают однозначных ответов, пользуются округлыми формулировками и раскланиваются друг перед другом. К тому же, читателя надурили: неверием тут и не пахнет!Единственное, что понравилось, это рассуждение об общей семантике, хотя и не доведённое до конца. Действительно, «что такое хорошо и что такое плохо» — это часть культуры. Мораль — социальное образование, и мораль светская вполне может совпадать с церковной не потому, что у них общий корень (как утверждает синьор Эко), а потому что везде — люди, веруют они или нет.
9130