Рецензия на книгу
Six of Crows
Leigh Bardugo
atainaisha13 января 2024 г.Оценки в рамках жанра//Почему быть гением по определению не круто
Каз Бреккер - персонаж, который меня жутко разрежает своим километровым списком клише. Во-первых, у него было тяжелое детство, которое конечно же ожесточило его характер, сделав его недоступным и закрытым, что добавляет Казу загадочности и заставляет его совершать поступки ради мести. Всему, что он умеет, Каз конечно же научился сам, путем длительных тренировок. Во-вторых, как я понимаю, его позиционируют как невероятного гения всего и вся. Сами посудите: он за относительно непродолжительное время заимел, починил и обустроил целую гавань(или ее часть я так и не поняла до конца если честно), по сути построил и основал казино(если я правильно понимаю опять же). При этом он еще и достаточно безэмоционален, всегда спокоен и собран, хорошо разбирается в людях, мастерски выполняет любую работу, а еще очень уважаем, много кто его побаивается. Ну добивает тот факт, что ему всего 17 лет! (вот от этого меня бомбит натурально с того времени как я узнала этот факт и до сих пор, потому что его поведение и уровень крутости не соответствуют его возрасту, и даже не пытайтесь меня в этом переубедить). Я ни в коем случае не оспариваю крутость Каза и в целом ничего против него не имею, но у него слишком много положительных качеств, автор как будто постарался уместить в него максимальное количество всего того, что может понравится целевой аудитории читателей таких книг. Проблема Бреккера в том, что из-за того, что он нереалистично крут, складывается такое впечатление, что ему не свойственны ошибки и большинство нормальных эмоций. Именно поэтому мне совершенно не импонирует этот персонаж, я просто не понимаю, какое у него может быть развитие, если он гений по определению, который уже не раскроется и которому некуда расти, развиваться и стремиться. Его влюбленность в Инеж могла бы спасти такое положение дел, например, раскрыв Каза, как преданного и жертвенного человека, но у нее буквально не было никакой мотивации, нам просто преподносят ее как факт. По крайней мере лично мне он показался именно таким. И буквально то же самое я могу в той или иной степени сказать и про всех шестерых основных героев. В целом я даже готова это принять, но мне, если честно, всегда казалось, что такое встречается у незначительных или второстепенных персонажей, история которых не важна совершенно, или не очень хорошо прописанным злодеям, а не главным героям.
Ну и еще пару слов про другие любовные линии. Во-первых, их слишком много: посудите сами, 6 героев, за которыми вы активно следит, и все собираются в 3 парочки. Пара Матиаса и Нины показалась мне самой живой и правильной, их прошлое и их история была раскрыта подробнее всего, хотя тот факт, что они любят друг друга тоже как-то мутно объясняется(условно точно также, как и с Казом и Инеж: мы любим друг друга хрен пойми почему, нигде не написано какие качества нам нравится друг в друге, нигде не написано, почему нам приятен именно этот человек, и что в нем такого особенного, что отличает его от остальных и тд). Единственное отличие пары Матиаса и Нины от Каза и Инеж это то, что об их прошлом и в целом об их взаимодействии было рассказано больше. И еще один момент, который меня раздражает в этой книге: зачем нужно сводить Уалена и Джеспера? Если просто, чтобы в книге были геи, то это отвратительно, честно говоря (не тот факт, что они геи, а тот факт что смысл всей их парочки в том, что они геи). Мы наблюдаем за их отношениями и самого начала и их динамика как бы очевидна. Я не исключаю тот факт, что про них что-то умное будет рассказано во второй части, но этот аргумент не работает с остальными парочками, потому что нам уже прямым текстом написали, что вот у них чувства и тд и тп. Что касаемо сюжета: для меня он неоправданно масштабен. Я имею в виду, что в книге происходит много очевидно сложных и важных действий и поступков, важность и значимость которых совершенно не показывается автором. Это приводит к тому, что мне как читателю совершенно не понятно на какую информацию обратить внимание и что стоит запомнить, а какие моменты можно из вида упустить (какие моменты добавлены для лишь атмосферы), вследствие чего я начинаю делать это интуитивно или вообще не запоминаю ничего. Конечно, когда я читаю, я стараюсь запоминать все куски информации, но если я не могу иерархизировать эти куски информации, если среди них нет более важных и менее важных, то они все становятся одинаково не важными (Я искренне надеюсь, что вы понимаете, о чем я говорю).
Ну и закончу эту часть максимальной субъективщиной конечно, но все же: Само повествование мне тоже не очень понравилось. Удивительно, но это фэнтези история про волшебный мир, ты совершенно его ощущаешь.(заметьте, я сейчас не говорю о том, что про тех самых гришей мало что рассказано - шв не первая книга во вселенной, мне нельзя на это жаловаться ни в коем случае). Да я если честно вообще ничего не ощущала, пока читала шв. Из букв складывались слова, из слов предложения, из предложений куски информации, которая поступала в мой мозг и не находила там вообще никакого отклика, оставаясь лишь принятой к сведению. Я не почувствовала никакой динамики и никакой атмосферы, хотя номинально я их видела, в события книги не были для меня убедительными совершенно (я в них не верю).
Но не все так плохо, как может покаться на первый взгляд. Шв определенно лучше и сильнее, чем "Тень и Кость", об этом говорят все, и я тоже об этом скажу. У повествования наконец-то появилась четкая структура. Тот самый "план" формирующий некоторые ожидания и позволяющий хотя бы примерно представить, что тебя ожидает на протяжении всей книги (к слову, в ТиК главную героиню рандомно бросало на разные концы карты и большую часть повествования было совершенно не понятно как она будет бороться с главным врагом). Очень заметно, что автор поднялся и стал лучше писать, хотя между выходом последней книги ТиК и ШВ прошло всего 2 года. Также уменьшилось количество действующих персонажей, что несомненно является плюсом, хотя бы потому что в отличие от ТиК я почти сразу запомнила кто есть кто, и ни разу не путалась. А идея повествования, от лица разных героев кажется мне новой и интересной(ну или я просто радуюсь, что повествование идет не от первого лица). Да и в целом текст написан абсолютно легко и не заумно, читается быстро и свободно, мозг совершенно не напрягается. Шв книга скорее для отдыха, чем для глубинных размышлений, и это именно то, что я ожидаю получить от этого жанра. Да и в целом, сюжет здесь достаточно линейный и относительно предсказуемый, что позволяет вообще ни о чем не задумываться при чтении (опять же для кого-то это, может быть, и минусом, но для меня это плюс, потому что я изначально ожидала от шв чего-то подобного, и мои ожидания оправдались).
В общем и целом книга-то не плохая, такая литература вполне имеет место быть и я вообще ничего не имею против людей. Я понимаю, почему людям нравится такое и почему они это читают, просто не могу (к сожалению или к счастью) в полной мере разделить их чувства. Честно признаюсь - второю часть я читать не буду, потому что мне банально лень это делать(ну на самом деле есть способы заставить меня это сделать, но в данный момент я пока не могу представить, как добровольно покупаю "Продажное королевство" и начинаю его читать).15879