Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним2 августа 2014 г.Роман " Братья Карамазовы" безусловно самый главный роман в творчестве Достоевского. Казалось бы, все вопросы , которые автор здесь поднимает уже прозвучали в Преступлении и наказании и в Идиоте, но здесь они во многом успешнее, на мой вгляд, ему удались. Во первых, детективная линия в этом романе гораздо лучше и интереснее нежели в преступлении и наказании. И Грушенька, хоть и говорит монологами Настасьи Филипповны, но образ получился куда более многогранен и значителен нежели в другом его упомянутом произведении.
Классический надрыв и безысходность Достоевского по своему поднимает самые насущные вопросы, который человек когда либо задавал. Роман имеет специфическую особенность простраивать сюжет через сплошные, и пропитанные философией автора, монологи каждого из героев. Автор демонстрирует три характера в лице трех братьев и то, как каждый из них находит или не находит ответы на поставленные вопросы. Религиозный правдолюб, образованный сумасшедший и гулящий повеса. Каждый из героев, по своему, безнадежен, но представляет собой определенный срез общества в понимании Достоевского. В результате , только один из героев сможет наиболее удачно вылезти из душевных жизненных ловушек автора , что тем самым показывает жизненные ориентиры и предпочтения Достоевского.
Ключевую роль в романе составляет семья. Подобно Толстому , Достоевский тоже показывает всю аморальность современных общественных течений по отношению к семейным ценностям и вытекающие отсюда последствия. Только с большим надрывом и большими страданиями, что и отличает, на мой взгляд, Достоевщину от концепции Толстого.
Ну и наконец, суд в конце романа. Яркий финал, правда довольно растянутый и перегруженный монологами, которые можно было слегка сократить. Суд, как ни один другой эпизод лучше , показывает во всей красе русский менталитет общества. Достоевский подробно показывает противостояние прокурора и защитника. Тем самым он поднимает тему психологии и причинности криминального преступления и каким должно быть правосудие обвиняющей стороны. Казнить нельзя помиловать. Где же всё таки нужно поставить нам запятую?
Причем автор четко показывает позицию общества. Присутствующим в суде абсолютно не важно убил Дмитрий отца или нет. Его интересовала гротескность защиты и возможность милосердия со стороны правосудия. Общество всегда интересует ситуация в целом , а не частный случай. Вот что показывает нам в суде автор. В этой линии так же прослеживаются попытки зарождения толерантности того времени в России, как к ним относятся и к чему собственно они их и приводят.
Конец классически по Достоевскому, печален и трагичен. Но финал по своему оптимистичен. В конце главный успешный, если хотите , герой отвечает на один из главных вопросов романов. Проблема в том , что ему уже не веришь. Хотя, в этом случае участь Ивана нам обеспечена. Замкнутый круг, господа.15163