Рецензия на книгу
Дело Джен, или Эйра немилосердия
Джаспер Ффорде
3oate1 августа 2014 г.Больше всего манера написания этой книжки напомнила мне Терри Пратчетта. Много маленьких милостей и забавностей. И очень здорово обыграны имена. Вот, например:
Инспектор Тернер лелеляла надежду выйти замуж за богатенького мистера Тошонадо и оставить службу, а надежда так и оставалась надеждой, поскольку раз за разом мистер Тошонадо оказывался мистером Враки, сэром Алканафтом или мсье Вжеженат.Но серьезно воспринимать текст и сопереживать героям невозможно. Я думала над тем, почему - предполагаю, потому что герои и сами не шибко-то переживают. Из-за лёгкого отношения персонажей книги к любым отрицательным сторонам жизни. Убит человек? Проехали и забыли! Почти никто из героев даже не вспоминает (изредка только фраза проскакивает из серии "хороший был мужик Орешек"), и не расстраивается, и не боится... а преступление расследуется так, будто это не убийство, а кража дешевой шоколадки из магазина. Или вот, героиня поссорилась с мужчиной всей ее жизни, и он женится на какой-то дурочке. Плевать, поплачем пять минут и отвлечемся на работу, а там уже - забудем за две минуты, делов-то! Как-то это несколько нереально, герои не кажутся в полной мере живыми.
Мир описан довольно интересно, хотя описаний его устройства не очень много, в основном речь идет о приключениях героев. "Дело Джен..." - это своего рода альтернативная история: в России все еще правят императоры, Российская Империя с Англией сто с лишним лет воюют за Крым, Уэльс отделился от Англии и стал социалистическим закрытым государством (отцом-основателем которого, кстати, является не кто иной, как Ульянов-Ленин). Существует возможность путешествий во времени и изменения событий, что порождает проблемы вроде фанатиков-ревизионистов истории. Ну, про мелочи вроде клонированных животных и пассажирские авиаперевозки исключительно на дирижаблях молчу. Хотя ради справедливости стоит заметить, что подобных особо фантастических деталей в мире не так много, в основном декорации не отличаются от привычных нам.
А главные герои книги - литтективы. Занимаются литературными преступлениями - вот такая интересная у них профессия. И востребованная, учитывая, во-первых, страстную увлеченность населения описываемого мира литературой (манекены, декламирующие стихи за 10 пенсов; толпы людей, знающих наизусть "Джейн Эйр"; театры, в которых зрительный зал выкрикивает слова пьес хором с актерами и дружно поднимается участвовать в массовых сценах и т.д.), во-вторых, тот факт, что в этом фантастическом мире вдруг оказывается не так сложно перемещаться из реального мира в мир какой-нибудь книги и обратно. При этом из сюжета книги сбежавшие персонажи исчезают, а новоприбывшие - активно влияют на сюжет. Какая благодатная почва для всяческих злодейств) Главный злодей этой книги покушается сначала на "Мартина Чеззлвита" Диккенса, а потом, удвоив усилия - на "Джейн Эйр". А доблестная главная героиня-литтектив грудью встает на защиту бесценного произведения.
Но, вернусь еще раз к тому, на что уже жаловалась: любовь героев к литературе настолько превышает все допустимые пределы, что периодически здравый смысл отступает на второй план:- Убийства - это, конечно, трагедия, - ответила я, - но главное тут - "Джейн Эйр". "Джейн Эйр" - это больше меня и больше вас.
Но если не заморачиваться с моральным принципами и всем таким прочим, то получается динамичное детективное фэнтези с очень прилично проработанным миром, довольно доброе и оставляющее впечатление сплошного позитива. А я просто не могу отделаться от некоторого впечатления насильно напяленных на читателя розовых очков.
1424