Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    IrisRoss1 августа 2014 г.

    В общем потоке литературы "Луна и грош" тянет на пятерку с плюсом, но для Моэма как-то не очень вышло. Как-то противоречиво.

    Биографией Гогена не увлекалась, да и в живописи, признаться честно, ни черта не смыслю. Но, говорят, герой этой книги, Чарли Стрикленд, является прототипом великого импрессиониста Поля Гогена. А выяснила я это буквально со второй страницы романа, а то я даже не представляю какое у меня было бы впечатление, не пробей я по гуглу, что это за Чарльз Стрикленд (да, я настолько не разбираюсь в живописи), ибо Моэм так о нем писал, что у меня не осталось сомнений, что это реальный художник. И с первого гугловского ответа я поняла, что Моэм вроде как о Гогене-то писал.
    И тут возникает первое противоречие. Сам Моэм в книге признается, что он не пишет роман, а просто перечисляет факты из жизни художника. Но судя по информации в сети, что-то очень вольная биография у Моэма вышла о Гогене. Да и если он так явно намекает на Гогена, к чему эти условности в виде вымышленного имени при таком желании описать факты из жизни великого художника. Обманулись Вы тут, товарищ Моэм.

    Второе противоречие видится мне в характере самого Стрикленда. Ладно, у него дурной характер, в полной мере отражаемый его "сардонической улыбкой", и при этом он великий художник. Ладно, ему не нужна была по гроб жизни Бланш Стрёв и при этом он стал причиной ее самоубийства. Но как он с таким характером до 40 с лишним лет прожил биржевым маклером?! Обзавелся премилой (с точки зрения света) женой и оравой детей?! И никто, никто не подозревал о его истинных желаниях, а потом все, каждый из его окружения, пребывали в состоянии шока, узнав, что он бросил семью и отправился в Париж нищенствовать и художничать.
    Но с другой стороны, картины Гогены, то есть Стрикленда, как пишет Моэм, да и как показывают его картины, обращены к первобытным человеческим желаниям: в их естественности и кроется их сила. Получается, что Стрикленд до 40 лет окружал себя искусственными вещами, искусственными людьми, а потом прозрел, в нем проснулись его истинные желания он стал художником. И вернулся к тем первобытным чувствам, которые он и отразил на своих полотнах.

    Но, наверное, роман с таким названием и не мог выйти непротиворечивым. И с грошиком в кармане можно постичь и достичь Луны.

    10
    31