Рецензия на книгу
Цена нелюбви
Лайонел Шрайвер
Аноним31 июля 2014 г.Сложно дать однозначную оценку книге, потому что чем больше я думаю, о чем же она, тем меньше понимаю. То есть вроде как о семье: вопрос брака, рождения детей, доверия в семье, воспитания детей, взаимного недоверия, кризиса брака, непредсказуемого и неуправляемого ребенка, родительской вины, в конце концов. При этом немало внимания уделено подросткам-убийцам, расстреливающим одноклассников, потому то "подружка бросила" в четырнадцать лет и сопоставлению их с Кевином.
Но все-таки больше внимания уделено семье, при чем не только семье Евы, но и вообще: нам рассказывают о семейной жизни их с мужем друзей и родителей. В своих рецензиях многие говорят о Кевине, оправдывают родителей едва ли не всех неблагополучных детей, рассуждают о Еве, но мне бы хотелось сосредоточить внимание на семье, да и на Франклине, сыгравшем, видимо, не последнюю роль в трагедии.
Вообще говоря, Кевин вызывает не столько раздражение, сколько интерес, во-первых, потому что представляет из себя неразрешимую загадку, а во-вторых - своей ирреальностью. Да, ирреальностью, потому что история заставляет нас просто смириться с тем, что мальчик ненавидел мать с момента рождения (а, может быть, и раньше), буквально с пеленок впитал философию нигилизма и абсурдизма. Его история оставляет одно мучительное: "Почему?" - и то остается без ответа, он такой изначально, и все здесь. Но если рассматривать Кевина как катализатор родительского разлада, становятся заметны интересные нюансы.
Если помните, Кевин обмолвился, что на дворе не пятидесятые, которые Франклин так отчаянно пытался воссоздать, и это заставило меня задуматься.
Собственно, что такое пятидесятые в США? Это время, на которое пришлось детство и юношество Евы и Франклина, и, судя по книге Бетти Фридан "Загадка женственности", весьма скверное время, однако знание устройства жизни тех лет проясняет мотивацию Франклина.
Итак:
Переезд в пригород (в пятидесятые было весьма популярно, потому что домохозяйки могли занять себя благоустройством и уходом за домом и садом)
Дом без дверей (тоже дань тем годам, в то время дома, где женщине было негде остаться одной, были весьма популярны)
Приказ бросить работу (очень забавно, учитывая, что работа жены кормит семью, а он занимается не пойми чем по велению сердца, это приводит в бешенство, но, как ни странно, тоже дань пятидесятым - по тем временам женщины старались пополнить ряды домохозяек и выходили замуж практически сразу после школы)
Короче говоря, Франклин постарался отравить жизнь своей семье, ведь мнение Евы он старательно игнорировал, а мнения новорожденного Кевина не мог знать наверняка. Кстати, именно с переезда в новый дом разлад начинает ощущаться абсолютно неотвратимо, ведь если мечта не соответствует реальности - тем хуже реальности, именно таким девизом вооружился Франклин, хотя с самого начала нам дают понять, что зря.Сначала этот мужчина казался мне просто мерзким авторитарным болваном, солдафоном, женофобом (между прочим, жена его так характеризует прямым текстом), но реальность оказалась еще омерзительнее: шестнадцать лет он был занят целенаправленным отрицанием. Отрицанием всего, что не вписывалось в его концепцию идеальной семейной жизни.
Итак, положив семью на прокрустово ложе своих мечтаний, Франклин оказался ее палачом. Да, он не стрелял из арбалета, но именно он отрезал все пути к диалогу, именно он сознательно противился фактам и установлению взаимопонимания, он разрушил доверие, а ведь это фундамент любви, поэтому, когда он открыл глаза, то просто решил официально закрепить разрушение семьи, ведь, судя по его реакции на слова Кевина, сказавшего, что он действительно думал все это время, смириться с правдой оказалось для Франклина непосильной задачей, ведь по сути он и не любил сына, а любил иллюзию, которую Кевин так долго поддерживал. Если помните, Франклин обвиняет Еву в том, что сын ее не любит, а она боится его, парирует ее аргументы, игнорирует соседей и учителей, в конце концов он даже жену готов признать умалишенной, только бы не расставаться иллюзией, с иллюзией, начисто отрицающей Кевина. Да, он отрицает Кевина, он наделяет его удобными чертами и агрессивно воспринимает попытки Евы достучаться, но не потому что не замечает несоответствия придуманному образу сына, а потому что не хочет замечать. И его одержимость иллюзией играет роль в трагедии. Кстати, забавно, что единственная сильная эмоциональная сцена с его участие была придумана Евой, ибо почему в реальности он замешкался - ослепило ли солнце в глаза, застыл ли от неожиданности - неизвестно.
Поэтому, как мне кажется, это скорее история о семье, о том, как близкие люди отчуждаются, отказываются прислушаться друг к другу и голосу разума, как жертвуют по-настоящему теплыми и доверительными отношениями с близкими в угоду своим фантазиям. Ведь Кевин - кошмар любого родителя, но именно поэтому нам так отчетливо виден кризис семейных отношений, иллюзий, разбивающихся о реальность, который мог быть куда менее заметен при более послушном ребенке.
339