Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Nymphéas noirs

Michel Bussi

  • Аватар пользователя
    shefff8 января 2024 г.

    К. Моне и профессор электоральной географии

    Ну вот, теперь и я знаком с творчеством очередного творца бестселлеров, суперпопулярного Мишеля Бюсси! Уж слишком много упоминаний о нем, а отзывы крайне противоречивы : либо восторги либо неприятие. Прочел самый популярный опус - «Черные кувшинки», и остался в недоумении. Детектив - пустышка, а автор-мошенник, разбавивший простенький рассказ, «лубочными» подробностями жизни Клода Моне и упором на цикл его работ «Кувшинки».  Для чего, поместивший место действия в Живерни (поселок, где располагалась усадьба К. Моне и где он прожил последние годы своей жизни). Автор «разводит» читателя, используя шулерские приемы, а не разрабатывая характеры персонажей, не пытаясь хоть как-то, придать мотивацию их поступкам, да и вообще, хоть какую-нибудь логику. Это - роман «лубок», где все лубочно-сказочное, открыточное, приторное и ненастоящее: открыточная Франция, открыточная деревушка Живерни с ее лубочными жителями. Открыточные персонажи, слащаво-приторные, неживые. И таковы же их чувства, эмоции и поступки. Такие пластилиновые статисты, которыми двигает автор, встраивая в свою шулерскую схему обмана читателя,  подгоняя все события и поступки персонажей под разработанный им сюжет-аферу. Аферу умалчивания и искажения фактов, нахально обманывающего читателя, заставляющего его ( читателя) пытаться сложить нескладываемый пазл . Я вовсе не против стилизованных «сказочно-лубочных» историй , хитроумных придумок и парадоксальных сюжетных ходов, если они являются инструментом, помогающим автору решить художественную задачу, придать остроту сюжету, высветить характеры персонажей в ином ключе и взглянуть на события под другим углом, потрепать нервы читателю и  даже  шокировать его. НО, если это служит главному: решению художественной задачи. В «Кувшинках» же, после «прозрения» и понимания читателем сути происходящего, все становится еще хуже чем казалось «до»: полицейское расследование кажется еще более бестолковым и нелепым, персонажи оказываются еще более картонными, глупыми и безвольными, их поступки еще более немотивированными и пошлыми. Возникает ощущение, что вся история состоит из случайностей и совпадений, написана автором за полчаса и необоснованно растянута и раздута, а у самого автора нет ни чувства меры, ни вкуса. Чувство меры изменяет автору везде: детективная линия смешна, нелепа, бестолкова. Любовная, совсем уж пошла и некрасива. Линия, связанная с творчеством Клода Моне- «лубочна», слишком навязчива, гротескна. Устаешь от этих самых «Кувшинок» и от самого Моне, а точнее от постоянного трепания его имени, в ходе этого бестолкового расследования. Избыточное наличие этих самых «Кувшинок» в тексте к месту и не к месту, упоминание о «Кувшинках» и Моне, Моне и «Кувшинках», набивает оскомину, надоедает, раздражает, занимает, наверное, более половины текста, - позволяет раздуть тридцатистраничный рассказ, до четырехсот страниц. Разочарован ли я: нет! Конечно, я прочитал биографию М. Бюсси и знал, что он профессор географии, специалист по электоральной географии, вдруг обнаруживший в себе литературный талант и принявшийся плодить триллеры-бестселлеры. Ожидания мои были не велики, поскольку, с творчеством рок-музыкантов, терапевтов, программистов-компьютерщиков, вдруг схватившихся за перо, да и наваявших с десяток другой бестселлеров-триллеров, я уже знаком!

    61
    1,8K