Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сын рыбака

Вилис Лацис

  • Аватар пользователя
    apofatiki8 января 2024 г.

    Лучшее блюдо для латыша - другой латыш

    Довольно простой роман, написанный без усложнений предложений - читаешь простой текст в простом настоящем времени в третьем лице. И описываемое третье лицо по имени Оскар Клява такой же простой, прямолинейный тип, недалекий, незатейливый и в то же время, как типичный идеал мужика, гниющий изнутри пень. Два тома книги разительно отличаются друг от друга. Первый показывает Оскара человеком. которого захватывает революционный угар социалиста, прочитавшего роман "Что делать?": он призывает бороться с местной буржуазией - скупщиками рыбы, которые покупают улов за бесценок, но, имея холодильники, подгадывают высокую рыночную цену и наживаются на продажах. Олицетворением такого предпринимателя становится Гароза - типичный свойский парень, готовый оплатить рыбакам выпивку, лишь бы они оставались рады своей мелкой судьбе. Эталоном мошенника-афериста становится американец АльФРЕД, который мог бы быть и предприимчивым немцем, не будь Латвия фашистской антинемецкой диктатурой, для политической жизни в которой можно создать партию беспартийных, чем занимается еще один тип - сын дочери рыбака Андрей Питерис. Оскар призывает скооперироваться, изготавливать более эффективные мерёжи, обличает нерадивых рыбаков, ворующих чужой улов или промышляющих контрабандой алкоголя, осознает, как устроены махинационные схемы политиков и барышников.


    Его собственное несчастье и разорение всей округи ясно предстали перед глазами во всех грозных размерах. Выйти на берег и снова обрубить топором корни зла! Опять кого-то прогнать! Снова окунуться в общественную жизнь, собрать вокруг себя всех честны людей и смести с дороги этих торгашей, показать, что честный труд побеждает.

    В конце концов он строит себе холодильник, плюет на мечты о цветущем консервными заводами поселке, и история делает резкий поворот. Оскар второй половины книги - это человек, который выясняет отношения. Производственная история превращается в деревенскую мелодраму о том, кто с кем переспал, будучи в браке, и как этим воспользовался тот, кто об этом узнал. Оскар - не исключение: открытие чужого грешка становится инструментом для шантажа до того самого момента? когда все интриги не разрушатся. Вообще, первый том книги реально про строительство, а второй - про разрушение построенного. Чтобы Оскар больше не выдумывал, как бы улучшить жизнь рыбацкой общины, в книге умирает его собеседник-вдохновитель и слово "эксплуататоры". Во второй части страдают как простые рыбаки, так и авантюристы, нажившие богатство нечестным путем. История как будто возвращается к тому разбитому корыту, с которого начиналась. Зато пафосный сын рыбака гордо выходит на берег: он что-то понял и теперь стал еще более упёртее. К слову, это единственная его черта в книге, предполагающая, что каждый раз Оскар использует метод силового давления на оппонентов. Она напрямую связана с родом его деятельности.

    Обычно в классических романах, где одной их сторон конфликта является крестьянство, его жизнь описывается в соответствии с природными ритмами: крестьянин живет в унисон с природой. Здесь предполагается,что рыбак таким образом живет в соответствии с характером моря и сезонами ловли промысловых рыб.


    За зимним оцепенением следует весна с нерестом салаки, затем появляется первый лосось, на Янов день идет мелкая сырть, потом наступает период знойного штиля с донным ловом камбалы и бельдюги, снова лосось и снова салака, и, наконец, осенняя путина с килькой и разной мешаниной. <...> В этом отношении жизнь рыбака очень походит на жизнь крестьянина, с той лишь разницей, что крестьянин, посеяв весной, знает, что у него вырастет к осени, в то время как рыбак сеет наудачу.

    Несмотря на то что автор рисует различные марины, рыбак все равно полагается на удачу, а раз Оскар ведь самый рыбацкий рыбак этого произведения, он просто идет на работу, каким ни было море. Заблудиться и застрять в тумане? - Норм. Посмотреть на солнышко и блестящий песок, наивно посчитав, что это знак успешного улова? - Норм. Уговорить себя, что не будешь завоевывать понравившуюся женщину, но набить морду тому, кто к ней подкатил? - Норм. Ревновать жену и не понимать, почему режешь пальцы стеклом? - Норм. Болтать о деньгах, но связывать собственное бедственное положение с наличием торговцев? - Только так. Облажаться и думать, чем теперь гордиться перед окружающими? - Основная деятельность главного героя.


    Хвалиться нечем. По-моему, мы показали всю мелкоту и узость нашей жизни. Бутылка водки и кулачное право - для мужчин, сплетни и модные тряпки - для женщин - вот наш кругозор.

    Автор пытается обернуть события и характеры в романтическую обертку, он создает тоскующих любовников, полных абстрактных чувств.


    • Если бы ты знала, как я истосковался по тебе за это время. Больше я не в силах выносить это...
      До чего знакомые слова! Сколько раз она их слышала со сцены и читала в книгах! Неужели так беден язык человеческих чувств?

      Но это все-таки не изящная абстракция, а угловатый реализм: на самом деле все жены - это жены рыбаков, в чьей среде был свой рецепт понравиться девушке:


    Какой ты мужчина, если не пьешь и не куришь? Оттого тебя и девушки не любят.

    Из-за полной личностной деградации в реальности любовь выражается в побитой посуде и домашнем разгроме, лишь бы не опуститься до битья женщ

    • Погляди, погляди, дочка, какой умный у тебя отец! Боже ты мой, и где только такой скот уродился!

      Жены составляют в книге собственную вселенную. Они так во множественном числе и упоминаются: в множественном числе подписывают петиции и в множественном числе протестуют против деградации своих мужчин. Женщины в книге совершенно реалистично верят в магические заговоры и саркастично комментируют пьяные выходки, они верят в ту лапшу, которую вешают им на уши, чтобы впоследствии подать ее в ответ на стол мужику, возмущенно удивленному, что лапша была распознана. В отличие от конкурирующих между собой мужчин, женщины в книге создают настоящую общность и выражают единомыслие.


  • С незапамятных времен. в силу какой-то непреложной традиции, держалась эта власть хозяйки над членами семьи. Не родился еще мужчина, который бы осмелился взять ее под сомнение или повести борьбу с этими своеобразными пережитками матриархата. А если бы такой появился, ему все равно пришлось бы уйти отсюда, среди местных девушек он не нашел бы себе жены.

    Если читать текст с женской точки зрения, он выглядит приятнее, чем истории вокруг Оскара, похожие на нытье обиженки: то он показывает, что разбогатеть могут только мошенники и нечестивцы, то считает, что против него существует заговор. Сам же наступает на грабли, которые ставил другому и, конечно же, пребывает в молчаливой обиде, которая как будто и является его стержнем упорства. В книге его упорство соседствует с понятием фатализма, но чаще оно похоже на обыкновенную тупость. Главное промолчать, чтобы потом никто не понял, что у тебя не паф

    • Тебе его жаль?
      - Ты не знаешь, какой он хороший...
    он хороший...
10
214