Рецензия на книгу
The Elegance of the Hedgehog
Muriel Barbery
Аноним28 июля 2014 г.Когда я брала в руки «Элегантность ёжика», то уже была морально готова к тому, что «будет больно». Дело в том, что творение Мюриель Барбери уже однажды «скрасило» мне вечер. А свои неудачи с книгами я воспринимаю именно как «больно». Правда, если написанное не повергает в шок негодования до исключительной степени «никогда в этой жизни», то срабатывает правило «второго шанса». Так вышло и в этот раз. «Лакомство» не было настолько уж отвратительной книгой, чтобы «никогда…», да и… А вдруг? Тем более, что заманчивое название и котика на обложку уже дали, а Японию обещали!
В общем, готовая к худшему, но с надеждой на лучшее, я стала читать.
Итак, попытка № 2.
Потрясающе!!! Я серьезно. Лучше бы эта книга была моей первой!!!
Своей «Элегантностью…» Мюриель Барбери просто сразила меня наповал и добилась-таки того, чего не смогла в «Лакомстве»! У меня больше нет никаких сомнений! Да-да! Теперь книги этого автора уже точно переходят в разряд «Никогда в этой жизни».
Но обо всем по порядку:
Во-первых, во время чтения я не могла отделаться от стойкого привкуса «Лакомства». Впервые встречаю автора настолько не изменяющего себе!!!- Место действия.
Богатый квартал. Элитный дом. Отсылки в «несчастное детство» главных- Построение книги.
Главы от раз- Наполнение книги.
Картонн- тупая богема фоном,
- мерзко-язвительные главные герои с претензиями и бесконечным копанием в грязном белье окружающих,
- бонус - кулинарный критик с помидором (ну не могла Мюриель краткое содержание первой книги не впихнуть – сама себе нравится, видимо)
- Финал
- смерть одного из героев
- «прозрительные» рассуждения, в которых нелепость все-таки не удерживается на грани и «плюхается» в раздражающую глупость.
Таким образом, «Элегантность ёжика» то же «Лакомство», только в профиль.
Во-вторых, я на молекулярном уровне не переношу сплетни и пафос на пустом месте, скрытые истины и правды, а так же всевозможные псевдофилософские игрища ума. А главные герои только и делают, что устраивают ритуальные пляски злобных языков вокруг чашки кофе и печенек, да пишут в дневнички гадости про всех и вся, а также бесконечно «прячут правду».
В-третьих… Сначала приведу цитату из «Глубоких мыслей» почти тринадцатилетней девочки:
Моя мать, которая прочитала всего Бальзака и за каждым обедом цитирует Флобера, - наглядное доказательство того, что образование – вопиющее надувательство. Достаточно посмотреть, как она обращается с кошками. Она, конечно, смутно понимает, что кошки – часть декора, но упорно разговаривает с ними, как с людьми, между тем вряд ли ей бы пришло в голову беседовать с настольной лампой…Мама давно не девочка, и все-таки она никак не может уяснить, что у Конституции и Парламента [ так зовут кошек] разума не больше, чем у пылесоса…между ними и этим бытовым предметом есть большая разница…кошки способны испытывать удовольствие и боль…Это означает только, что они, как хрупкие предметы, требуют осторожного обращения….
При этом девочка – Палома - и главная героиня – Рене – кажутся мне вообще одним человеком, просто показанным в разных социальных статусах и возрасте. И, учитывая то, что этот дуальный персонаж купается-таки в авторской любви, у меня возникло подозрение – уж не себя ли в нем описывает Мюриель Барбери? А если еще вспомнить, что на этих двух очень похож главный - и так раздражавший меня - герой из «Лакомства», то я в этом практически уверена.
Итак, в-третьих. Данное высказывание для меня – читательницы, имеющей филологическое образование, разговаривающей с кошками и не считающей их частью интерьера - стало «началом конца».
В-четвертых, где обещанная Япония? Где?!
В книге я нашла: картонного японского принца-вдовца, в котором из японского только имя, пару упоминаний фильмов, манги и хокку, бесконечное распитие зеленого чая с жасмином, тошнотворное описание поедания сашими в элитном парижском суши-ресторане, суицидальные мысли подростка и обещание:
Отныне, в память о вас, я буду искать частицу всегда в никогда. Искать красоту в этом мире.
Это оно и есть, да?! После всего, еще и так нагло обмануть?
Это уже чересчур!
Всё-всё-всё! Больше никогда!!!1957