Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
valeriya_veidt28 июля 2014 г.Педагогическое послание
• «Вы – человек особенный, вы – учительница. Вот и научите меня, помогите мне. Я заблудился и устал взбираться вверх по лестнице, ведущей вниз».
К прочтению книги «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман я шла медленно, но уверенно. Сначала один из преподавателей в университете рекомендовал прочитать нам (студентам) сие произведение для того, чтобы яснее понять то, чем мы в будущем будем/не будем заниматься. Потом, уже работая в области педагогики, на семинаре лектор из Москвы также затронул проблематику адаптации молодых педагогов к образовательной среде, сославшись при этом опять-таки на книгу Кауфман. Несколько раз я слышала восторженные отзывы о книге от своих коллег.
Скажу сразу, что ожидания от произведения не оправдались. Но есть приятные вещи, о которых однозначно следует рассказать.
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ?
1. Чувство юмора.
Несмотря на то, что американское чувство юмора мне чуждо, все равно я действительно по-настоящему смеялась. Некоторые ситуации Кауфман описала весело и легко, хотя в действительности ничего смешного в них не было (скорее даже наоборот).
• «Выглядеть здесь молодо – значит осложнить свою жизнь. Если бы я была мужчиной, я бы отрастила усы».
2. Стиль повествования.
Произведение необычно по стилю изложения. Роман представляет собой скорее шкатулку записок, личных дневников и дневников успеваемости, писем учителя и учеников. По ходу развития сюжета прослеживаются школьные проблемы детей и трудности молодого педагога. Авторская находка однозначно заслуживает высокого балла.
• «ОТ: Джеймса Дж. Макхаби.
КОМУ: Всем учителям.
ПОСЛЕ КЛАССНОГО ЧАСА НАПРАВЛЯТЬ КО МНЕ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, ПОКИНУВШИХ ШКОЛУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ».3. Интересные мысли и выводы.
Выводы, к которым приходит Кауфман по ходу повествования, неуникальны, однако заслуживают внимания. Только человек, однажды прочувствовавший все трудности, с которыми сталкивается педагог в начале своего профессионального пути, был способен написать то, что обсуждается во всех уголках нашей планеты, где существуют школы.
• «Мне кажется, что дело не в трудных учениках, а в неумелых учителях».
• «Пройдите по коридорам. Послушайте у дверей классов. В одном разговор об истоках греческой трагедии, в другом грамматические упражнения, в третьем хор голосов, спрягающих французские глаголы. Рядом отчет комитета о расчистке трущоб. Еще в одном тишина: решается математическая задача. Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени, тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было огорчений, все можно вынести, потому что нет ничего более прекрасного, чем школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь происходит нечто очень важное – молодежь вступает в мир знаний».
• «… проверяя тетрадки, я думала: как их исправлять и что исправлять – правописание, пунктуацию или одиночество, сквозящее между строк?»
ЧТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ?
Бесконечные жалобы на трудности. Понимание своей миссии, но непринятие профессиональных издержек.
Невольно я начала сравнивать книгу «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман с книгами «Как любить ребенка» Я. Корчака, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и др. Понимаю, что другое время, другие ситуации, но невозможно представить, например, того же Корчака, жалующегося на то, что ему приходится выносить горшки за воспитуемыми, стирать их одежду, искать им пропитание… А ведь Корчак был директором детских приютов, преподавателем в университете, педагогом и врачом.
• «У нас есть ключи, но нет замков (кроме как в уборных), есть доска, но нет мела, есть ученики, но нет мест, есть учителя, но нет времени учить».
• «Но больше всего времени у меня отнимает вовсе не преподавание. Известна ли тебе хоть одна профессия, где бы высококвалифицированные специалисты раскладывали карточки по алфавиту, разносили извещения, сторожили столовую?»Также считаю, что произведение «Вверх по лестнице, ведущей вниз» не следует возводить в ранг «настольных библий учителей». Безусловно, книга заслуживает внимания, но все-таки она далека от идеала.
868