Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    Kaede_Kato27 июля 2014 г.

    Не так часто после прочтения книги меня тянет написать рецензию на нее: я долго обдумываю прочитанное, потом раз за разом пережевываю эту мысль, только затем облекаю ее во что-то более понятное и осязаемое для окружающих. С "Лолитой" вышло иначе.

    Кто-то скажет, что знает о чем эта книга. "Ну это о мужчине, который девочку растлил",-скажет этот человек. Соглашусь ли я с ним? И да, и нет.

    Сложность "Лолиты" как литературного произведения неоспорима, но заключается именно в двойственности.
    Читая аннотацию к книге, мне часто хотелось воскликнуть:"Господи Боже, да за что это так эту грязь почитать?", и, признаюсь, эту предубеждение не раз отталкивало меня от романа. Но однажды появился жгучий интерес к этой книге, возникший из ниоткуда, и стало понятно:"Надо читать".

    Конечно, с первых строк великолепный, красивейший, очень глубокий и разнообразный язык Набокова привлекает и потрясает. А еще с этих же самых строк мы встречаем Гумберта Гумберта, его грязный мир удовольствий и желаний, порочных и противоестественных, сокрытых в самых темных глубинах его души. Из уст Гумберта мы узнаем кто такие нимфетки. Из уст Гумберта мы узнаем о его тяге к ним. И его глазами мы видим Лолиту.

    Проходя долгий путь (путь - довольно символичное понятие для этой книги) главного героя от слепого желания до бесконечной любви, мы наблюдаем странные отношения мужчины и девочки, больные, нездоровые, связанные страшной тайной, сломавшие жизнь обоим, но такие же яркие, как губной карандаш Лолиты, такие же сладкие, как кока-кола, что она пила, такие же красивые, как ее многочисленные шелковые и ситцевые наряды. Мы едем с этой странной парой по всей Америке, заглядываем в каждую комнату, где они находят пристанище, пытаемся жить спокойной и непринужденной жизнью, полной сумасшедших, но таких сладостных мечт, а потом снова дорога, дорога, дорога.. И Долорес. Ло. Лола. Лолита. Беспечный ангел, бесконечно одинокий, напуганный, по-детски отвечающий на то, что не должно было ее коснуться, бегущий непонятно куда и зачем, только бы от себя.. Как много людей писало, что не любила Лолита своего дорогого папочку. А могла ли? А должна была?
    Да и ведь не могла она любить также, как Гумберт. Потому что для него - это все, это единственная настоящая сбывшаяся мечта, пару лет счастья в обмен на истерзанную страхом и болью сожалений жизнь. Только в конце он смог осознать истинную природу своих чувств, любуясь на городской пейзаж, упиваясь счастливым смехом детей, где не было только одного голоса - голоса уже повзрослевшего замученного ангела, его Лолиты.
    И пусть многочисленным штампами будет сидеть в голове ее образ, для меня Долорес Гейз стала символом детства и любви, к которой не может быть готов ребенок. А Гумберт.. Это вечный источник внутренней боли и любви, бесконечного страдания за короткие минуты счастья.
    И все, что смогли получить эти двое, двое таких странных, но ярких людей - это бесконечность и история на бумаге, где слышится лишь одно имя, объятое бесконечной нежностью и теплой, - Лолита. Лолита - как часть водоворота эмоций и чувств, как непрерывная панорама американских пейзажей, как двенадцатилетняя девочка, лежащая в платьице на зеленой траве во дворе своего дома.

    7
    46