Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

De profundis. Тюремная исповедь

Оскар Уайльд

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2014 г.

    Когда-то моя преподавательница английской литературы назвала эту вещь страшной, и, кажется, теперь я понимаю, почему. На самом деле, это любовное письмо, полное отчаяния, обиды, обвинений и упреков, - длинное любовное письмо, которое Оскар Уайльд писал своему "другу" Альфреду Дугласу из Рэдингтонской тюрьмы, куда на два года угодил за "безнравственное поведение". Проще говоря, за ту самую "дружбу" с этим молодым человеком (а заодно и другими) и посредством его отца.
    Это письмо названо им самим исповедью и покаянием, но покаяния в нем маловато. Писатель признает за собой слабости и страсти, которые привели его в тюрьму, но отрицает собственную вину в подобных связях саму по себе. Да и вообще, чувствуется, как высоко сам Уайльд себя и свою роль художника на земле рассматривает, можно сказать, что самомнение весьма завышенное, - но, во-первых, отнюдь не безосновательно, ему есть чем гордиться, а во-вторых, в тех условиях, в которые его загнали обстоятельства и он сам, а также общественное мнение, что еще ему оставалось, как цепляться за собственную значимость?
    А страшная эта вещь потому, что видно, в каком состоянии душевного отчаяния находился автор письма, в каком нелегком положении оказался и какие мысли его обуревали.
    Собственно, это необходимо помнить во время чтения, - иначе может показаться, что Альфред окончательное чудовище, сгубившее жизнь гениального писателя. Можно представить себе, что, в таком положении, в каком находился Уайльд, в голову действительно могли полезть только самые мрачные мысли, самые болезненные предположения, подпитываемые к тому же неприятными слухами, переданными через третьи руки. Бесспорно, Дуглас сыграл в судьбе писателя поистине роковую роль, но, если бы все было на самом деле так плохо, вряд ли бы потом, насколько я знаю, Уайльд вернулся бы к нему и, более того, отрекся от этого письма как от выражения своих чувств к Бози, но не как от литературного произведения. Как произведение, содержащее в себе литературную ценность, оно, кстати, весьма интересно. Орнаменталистский стиль Уайльда проявляет себя и здесь, но строчки дышат к тому же глубокой интимной эмоциональностью, поскольку De profundis - все-таки, не художественный роман, это личное обращение.

    4
    47