Рецензия на книгу
Big Breasts and Wide Hips
Mo Yan
Caotica_Ana26 июля 2014 г.Рецензия на эту книгу могла бы уместиться в одну фразу: "Тема сисек раскрыта". Полностью, исчерпывающе, как никогда ранее в мировой литературе.
Хотя, если копнуть поглубже, то все сложнее. Соглашусь с теми, кто уже сравнивал "Большую грудь..." с "Тихим Доном" и "Вечерами на хуторе близ Диканьки". Что любопытно, шолоховское творение я так и не осилила дальше половины первого тома. Китай же был хорош тем, что я не знала о его истории ровном счетом ни-че-го, поэтому было очень интересно.
Изначально у меня вызывал недоумение оксюморон нобелевской формулировки - "за галлюцинаторный реализм". Как это? Мне не впервой читать произведения в этом жанре, но ни разу мне не хотелось применить слово "галлюцинаторный" в паре со словом "реализм". Однако в отношении Мо Яня оба слова на своем месте. Самое галлюцинаторное в романе - это не периодически мелькающие лисы-оборотни, злые духи или сочащиеся благодатью груди, а смерть, жестокость и кровавое безумие двадцатого века.
История одной семьи, прошедшей через японскую оккупацию, гражданскую войну, становление коммунизма, "культурную революцию", то бишь - репрессии, и всплеск экономического развития в 90-е. У Шангуань Лу было восемь дочерей и единственный сын - Цзиньтун (буквально - золотой мальчик). Все дочери и внучки погибли не своей смертью, но это нисколько не спойлер, потому что в самом начале книги вас ожидает перечень действующих лиц, с разъяснениями - кто есть кто, кого родил и как умер. Если не хотите запутаться в китайских именах - рекомендую прочитать пару раз или нарисовать родословную.
Вместе с образами сильных женщин, автор показывает и слабости нашего пола - большинство дочерей семьи Шангуань в конечном счете свела в могилу любовь. Временами мне начинало казаться, что роман на самом деле не о безвольном маменькином сынке, повернутом на грудях, а именно о женщинах, потому что ярких мужских образов в романе - раз, два и обчелся. Хотя, при такой насыщенности событиями, персонажами и временном охвате целой эпохи, сложно сказать о чем, собственно, роман. Он о жизни, о людях, о том, что несмотря на культурные различия и разрез глаз, мы одни и те же, даже на другой стороне планеты мы точно так же рождаемся, любим, страдаем и умираем. В этом он и есть - галлюцинаторный реализм, слишком настоящий, слишком жестокий, слишком правдивый.9112