Рецензия на книгу
Том 3. Вдали от обезумевшей толпы
Томас Харди
Аноним31 декабря 2023 г.ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!
Единственный вид превосходства в женщине, с которым способен мириться соперничающий пол, это превосходство, не заявляющее о себе; но иногда превосходство, которое дает себя чувствовать, может нравиться покоренному мужчине, если оно сулит ему надежды завладеть им.Во второй книге цикла «Романы характеров и среды» вновь появляется девушка, которая вызывает интерес у троих мужчин. Все они находятся в разном положении: мистер Болдвуд — преуспевающий фермер, Фрэнк Трой — бедный, но благородный сержант, Габриэль Оук — наемный работник на ферме. В силу этого, а также своего возраста и характера они по-разному ведут себя с Батшебой, и, разумеется, она подходит к их ухаживаниям не очень разумно.
Интересно, что Батшеба не особенно хочет выходить замуж. Она предпочла бы сохранить независимость, вести дела на унаследованной ферме и укреплять деловую репутацию. Но, увы, Батшеба воспитана в обществе, где роль женщины сильно ограничена. В ее социальной группе — это жена и мать семейства. Да, никто не мешает жене фермера вести денежные дела лучше, чем ее муж, но все же молодой женщине нужен муж. Это уже в статусе вдовы она немного более свободна от ожиданий и стереотипов.
Кроме того, Батшеба очень молода. В начале романа ей около 20, а в конце еще нет 25 лет. Она грамотная и даже читает пьесы, но настоящего профессионального образования (даже самообразования, как ветеринарное дело у Габриэля Оука) у нее нет. Она не может сделать карьеру. А, живя с сельской местности, не может и значительно продвинуться в обществе. Взрывной характер и тщеславие, подпитываемое красотой и благосостоянием, не способствуют сдержанности и мудрости. Отсюда и ее проблемы с фермой, и любовные злоключения.
Трое мужчин представляют собой совершенно разные типы людей.
Мистер Болдвуд постепенно деградирует из-за безответной любви. Из холодного механизма он превращается в безумца с настоящими вспышками гнева и периодами депрессии.
Сержант Трой — поверхностный щеголь. Его привлекательный образ поддерживается только красотой, молодостью, умением сидеть на лошади и махать саблей и романтической историей незаконного рождения. Он способен к каким-то благородным чувствам типа влюбленности или жалости, но большую часть времени Трой любит себя, хочет развлекаться и любоваться на хорошенькие девичьи личики и фигурки. И ведет себя эгоистично и грубо. Надо додуматься уговорить девушку пойти за него замуж шантажом!
Действительно уравновешенным и умным в книге предстает Габриэль Оук. Он настоящий мученик, который переносит и крушение своих надежд на благосостояние, и любовные неудачи с равным самообладанием. Он по-настоящему заинтересован делом, которое делает на совесть (в отличие от всех остальных героев-фермеров). Он умеет общаться с простыми работниками и с хозяевами, не роняя достоинства. Мне странно, что Оук не бросил Батшебу и не уехал в Америку в конце, но любовь ослепляет даже самого рассудительного из нас. И мне хочется надеяться, что он нашел и сможет сохранить счастье, потому что его верность достойна награды.
Сама книга довольно неспешная. В ней много описаний мест и работ на ферме. Из предисловия Томаса Гарди ясно, что автор ставил себе задачу сохранить уходящую натуру: сельскую Англию первой половины XIX века. Если в городе бушует обезумевшая толпа, то традиционный уклад и ценности пока еще законсервированы в Уэссексе.
Современный читатель вряд ли узнает в романе какие-то приметы времен детства, но мне кажется, что почитать о развитии отношений четверых главных героев интересно до сих пор. Да, женщины получили права и теперь не прикованы к домашнему очагу и люльке, но люди до сих пор ищут свое место в жизни, а общество сковано новыми условностями.
6435