Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2014 г.

    Это всё-таки так странно. Странно, когда люди говорят, что мы так живём:


    Люди счастливы; они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти...

    У нас даже сексуальной свободы толком нет!

    Из всех так называемых "предсказаний" (бедных писателей антиутопий упорно пытаются записать в экстрасенсы) я, пожалуй, выделила бы одно, действительно значимое не только для нашего времени, но и для той поры, когда жил Хаксли. Это даже не предсказание, скорее, иносказательное изображение структуры общества.

    Государству не нужно слишком много умных людей. А зачем они ему? Управлять рабами, не способными самостоятельно мыслить, намного проще. Травить на ранних стадиях, перекрывать кислород, сделать так, чтобы образование было доступно только избранным. Неужели по-другому нельзя, чтобы все были умными? В романе говорят: "Нельзя". И даже приводится такой аргумент:


    • Это же абсурд Человек, сформованный, воспитанный как альфа, сойдет с ума, если его поставить на работу эпсилон-полукретина, сойдет с ума или примется крушить и рушить все вокруг.

      И кратко описывается эксперимент по созданию общества из одних альф - умных, свободомыслящих людей. Якобы у них ничего не получилось, и они затеяли гражданскую войну. Умные и свободомыслящие. Ага.

      Мне, честно говоря, думается, что, если бы эти люди были действительно умными, каждый понимал бы необходимость своего труда для общества, и не важно, занимаешься ли ты наукой или грузишь фургоны - и без того, и без другого нельзя обойтись. Кстати, почему-то вбить всем в головы, что "эпсилоны тоже нужны" ("уважайте труд уборщиц") эти горе-правители могут. А вот помочь гению-альфе додуматься, что в случае, когда все вокруг умны и культурны, кому-то всё равно придётся мыть пол, они не могут. Эх, был бы целый мир разумных, понимающих людей, которые старательно выполняют свою работу, какой бы она не была... Утопия.

      Да и к тому же, как выясняется, простой рабочий труд обществу Хаксли тоже не особо нужен. Они, к примеру, могут продукты синтезировать, а у них треть населения в сельском хозяйстве задействована... Чтоб не мешалась и не скучала. Почему бы не освободить, в таком случае, людей от работы эпсилонов, от которой у каждого добропорядочного альфы начинается истерика? И пускай себе занимаются наукой и читают книги!

      Кстати, о книгах. Во многих классических антиутопиях любят противопоставлять их телевизору. Но сейчас все информационно-развлекательные и прочие функции скушал Интернет (ням!). А книги...

    • Снять на пол.

    Младенцев сгрузили с проволочных сеток
    • Повернуть лицом к цветам и книгам.

      И шарахнуть током, чтобы потом всю жизнь боялись. А потом изобрели электронные книги, и весь этот коварный план накрылся медным тазом. Пугали-то бумажными...

      Одной из главнейших тем романа, как, впрочем, и многих утопий/антиутопий, является вопрос о счастье. Какое оно, есть ли оно, и надо ли нам всё это?

    • Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзии, настоящей опасности, хочу свободы, и добра, и греха.
    • Иначе говоря, вы требуете права быть несчастным, -- сказал Мустафа.
    • Пусть так, -- с вызовом ответил Дикарь. - Да, я требую.
    • Прибавьте уж к этому право на старость, уродство, бессилие; право на сифилис и рак; право на недоедание; право на вшивость и тиф; право жить в вечном страхе перед завтрашним днем; право мучиться всевозможными лютыми болями.
    li>
    Длинная пауза
    • Да, это все мои права, и я их требую.
    • Что ж, пожалуйста, осуществляйте эти ваши права, -- сказал Мустафа Монд, пожимая плечами.

      Но вот беда современного общества: нормальные-то люди никаких прав на болезни, голод и мучения не просили. Более того: если человек ищет проблем, он их получает, и внезапно до него доходит, что сытым и здоровым быть всё-таки лучше. А если и после этого не поймёт, то это уже клинический случай.

      Мы не можем отменить все страдания на Земле. У нас нет права выбора. Да, "О дивный новый мир" - это не самый лучший для человека вариант счастья, хотя, в конце концов, Хаксли писал о нём с предубеждением. Но требовать право на несчастье?! Выглядит этот любитель несчастий со стороны следующим образом: сын богатеньких родителей, ни в чём ему не отказывающих, заскучал, даже, я бы сказала, зажрался и уехал в горные поселения жить свободной дикой жизнью. Через два часа, обкусанный комарами и исцарапанный ветками, голодный и насквозь продрогший, вернулся домой и больше ни про какие несчастья не заикался.

      Словом, в романе поднимается множество различных тем, возникают интересные вопросы, но вот слишком в нашем мире мало счастья, чтобы им можно было так разбрасываться...

    li>
    22
    87