Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Восемь ударов стенных часов

Морис Леблан

  • Аватар пользователя
    Аноним24 декабря 2023 г.

    Морис Леблан известен как автор серии книг о приключениях авантюриста Арсена Люпена, этого вора-джентльмена, не мыслящего свою жизнь без риска. Тем не менее мне почему-то казалось, что в этой книге будет другой герой. Аннотация в свою очередь также обещала новые лица. И вообще, ну не может же писатель всю свою энергию отдать одному персонажу. Первая же глава, когда мы знакомились с загадочным князем Сергеем Рениным, подтверждала - не может. Да и следующие радовали глаз этим новым князем. Но где-то ближе к концу, когда, казалось бы, ничто не предвещало, автор вдруг ни с того ни с сего заявляет "князь Ренин или Арсен Люпен". Вот и приплыли... Ощущение такое, будто изначально автор задумал именно Ренина, старался, выписывал, но где-то посреди пути понял, что у него как на советском заводе - чтобы ни пытались собрать, выходит всегда автомат, то есть в случае Леблана - Арсен Люпен. Может, это и не так плохо. Но вернусь к "Восьми ударам стенных часов".

    Юная вдова Гортензия Даниель, проживая в бедности из-за своих жадных родственников, прибравших к рукам её состояние, и страдая от отчаянной скуки, придумала дерзкий план. Один влюблённый в неё джентльмен должен разыграть её похищение, а потом под видом выкупа выманить у родни вдовушкины деньги. Затем они бы жили вместе долго и, возможно даже, не так уж и несчастливо. Да, Гортензия ничего к юноше не испытывала, но это, на её звгляд, было меньшее из зол. Поэтому тем вечером собрав чемоданы и запрыгнув в машину "возлюбленного", она отдалась на волю случая. Тот пришёл к ней в виде прострелянных колёс автомобиля и невозможности совершить побег. Злая, как чёрт, девушка вернулась на виллу, где её поджидал князь Ренин, гостивший у её родни. Мило улыбаясь, он сообщил обескураженной девушке, что это он собственноручно прострелил колёса, потому что не хотел, чтобы она жертвовала своим будущим ради недостойного. То есть ему показалось, что Гортензия и сама не хочет себе такого спасителя. То ли дело он, князь.

    После чего он ведёт девушку в заброшенный замок, чтобы доказать ей, что и она сама не чужда авантюризму и что в приключениях они составили бы прекрасную пару. Естественно, в замке их ждёт загадка, разгадав которую, князь выбивает у родни Гортензии её деньги. А главное - он призывает девушку заключить некое пари. Они должны будут вместе, бок о бок, пережить ещё семь приключений, после чего, буквально с ударом замковых часов девушка должна будет стать его, князя Ренина возлюбленной. Но если вдруг Гортензия решит остановиться раньше, то и ничего между ними не будет. Такое вот джентльменское соглашение. И никакой там пошлой свадьбы, это для слабаков. Гортензия соглашается, ведь она восхищается ловкостью и умом князя, который быстро и весьма изящно разгадывает различные загадки. В результате у нас ещё семь приключений будущих любовников, и каждый раз князь Ренин обязательно спасает невинного.

    Прочиталось очень быстро, где-то даже с интересом, но в целом, конечно, приключения не для современного читателя. Все истории выглядят очень наивно, а иногда просто абсурдно. Автор это, видимо, понимает, поэтому в некоторых местах предлагает читателям посмеяться вместе со своими героями над нелепостью очередной выдумки. Я, конечно, имею в виду историю с двумя матерями одного сына. Вот уж точно такое ещё надо было придумать! Такими же наивными зачастую выглядят выводы князя. Знаю, что у Леблана есть произведение, в котором он сравнивает своего Люпена и Холмса. Не в пользу последнего, конечно. Так вот выводы, которые делает французский детектив выглядят далеко не так безоговорочно, как выкладки Шерлока Холмса, у которого всё строго логично. У героя Леблана наблюдается некоторая безалаберность, свойственная французам. Они ещё называют её шармом. Ничего удивительного, что Гортензия не устояла и с удовольствием доиграла в игру князя до победного.

    Забавно ещё то, что Арсен Люпен в моей памяти ассоциировался с бешеными скачками на лошадях, поездками в каретах, бриллиантами и титулами. А тут вдруг машины, телефоны, полицейские участки. Четверть века, а какие перемены!

    52
    254