Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как все было

Джулиан Барнс

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2014 г.

    Недавно я стала замечать, что иногда в чтении случаются периоды того или иного языка. Читаю Кафку, Манна и Гёте – праздник немецкого языка, Бальзака и Мопассана – время французского, Достоевский, Толстой – виват, Россия! Сейчас у меня явный англоязычный период. Вы никогда за собой такого не замечали? Барнс, Фаулз - герои последних нескольких месяцев. Видимо язык накладывает отпечаток на восприятие мира, на понимание себя, и, в зависимости от настроения и периода жизни, ближе становятся то немецкоязычные писатели, то те, кто писал на английском или французском. Итак, я снова буду писать о Барнсе. Но сначала я попрошу вас учесть два важных, как мне кажется, момента. Первое: это не отдельная книга, это – первая книга дилогии, так что покупайте сразу и «Любовь и так далее» - вторую часть. Второе – не верьте анонсу (уж не знаю, читал ли книгу тот, кто его писал) – это не юмористический роман. Конечно, в нем есть ирония, но она, скорее, проходит в фоновом режиме и из уст «грустного клоуна». Не думайте, что вы будете смеяться как над похождениями Дживса и Вустера.
    А теперь поговорим о «Как все было», вернее обо всей дилогии.
    Барнс мне представляется эдаким игроком. Он играет с памятью своих героев, играет с их мнениями о тех или иных событиях, с верой в те или иные идеалы. В этот раз он поставил на кон любовь. Любовь – самая темная для меня область бытия и, может быть именно поэтому, читать книгу, а вернее дилогию, было безумно увлекательно. Позвольте представить героев книги.
    Речь в книге идет о двух мужчинах и одной женщине. Казалось бы, про этот банальный любовный треугольник сказано уже все, но для Барнса главное не что говорить, а как. Каждое событие, каждое чувство он описывает тремя монологами. Три рассказа одного и того же мгновения, три переживания одного и того же события. Иногда разница в восприятии поражает, иногда забавляет, но всегда заставляет задуматься. Мы обвиняем своих любимых за то, что даже не приходило им в голову и любим за то, чего нет и никогда не было. Эта пропасть в восприятии касается не только чего-то важного, судьбоносного, но и всех мелочей, из которых и складывается наша жизнь. Говорят, что в каждом герое книги автор воплощает себя. Если это так, то Барнс – мастер перевоплощений. Итак, первый главный герой – ВОСПРИЯТИЕ.
    Второй герой - ВРЕМЯ и с этим героем автор творит настоящие чудеса. В «Предчувствии конца» Время переплеталось с Памятью, боролось с ней, и Прошлое было жертвой этой борьбы. В этой книге, а вернее дилогии, время играет с восприятием настоящего. Как же меняется наше отношение к каждому персонажу во время чтения! Как мы по-разному начинаем воспринимать их… стоп… воспринимать? Понимаете? Мы больше не читатели, мы часть книги и наше отношение к сюжету, наше ВОСПРИЯТИЕ становится отголоском героя номер один. Мы вплетаемся в текст, и наш монолог становится не фоновым рисунком, а полноценным игроком. А может быть игрушкой? Игрушкой в руках волшебника по имени Джулиан Барнс?
    Знаете, иногда во время чтения меня захлестывал восторг от одной мысли, что Барнс – мой современник, что разговоры о том, что литература умерла – слегка преувеличены, с чем я вас всех и поздравляю.
    А теперь одна мысль по поводу того, зачем автор разбил такой, на первый взгляд, единый текст на две книги. Только боюсь, что мнение мое может навести вас на то, как будет развиваться сюжет, так что если хотите сохранить интригу – не читайте дальше мой отзыв.
    Первая книга – победа героя романтичного, творческого. Человека-порыва. Герой-реалист уходит и побеждает романтическая любовь. Вторая – окунает нас, как котят в ту самую неприятную субстанцию, в реальность. Помните героев книг Гофмана? Они то и дело попадали впросак, когда сталкивались с обычными предметами: то об ковер споткнутся в самый неподходящий момент, то косичка оторвется и выдаст попытку романтика обмануть реалиста. Герои Гофмана в реальном мире были немного чужими и, как вы понимаете, этот самый мир пытался им это напомнить при каждом удобном случае. Так и жизнь ставит романтику Барнса одну подножку за другой. Он уже не такой, как был в первой части. Вернее он все тот же, но наше ВОСПРИЯТИЕ его – меняется. Побеждает ли во второй книге реалист? Сложно сказать. Но романтики в ней явно поубавилось и угол зрения меняется. Вторая книга – вопрос к нам: кто мы, романтики-неудачники или реалисты, преуспевающие в этом мире, так как играют на своей территории.
    Ну что ж, господин Барнс очередной раз меня приятно удивил. Еще несколько его книг добавились на мою книжную полку и я жду продолжения чуда, продолжения интереснейшей игры.

    41
    961