Рецензия на книгу
Маленькая хозяйка большого дома
Джек Лондон
Magic_A17 июля 2014 г.Как часто бывает со многими увлеченными читателями, случайно выбранная книга неожиданно несет ответы на вопросы, занимающие ум именно в этот самый период времени. Со мной, например, случается такое постоянно, то ли здесь прикладывает руку божественное провидение, то ли меня занимают слишком многие вопросы и в любой книге что-нибудь найдется. В «Маленькой хозяйке Большого дома» ответы мне дала двадцать вторая глава. Это были даже не ответы, а скорее мысли вытянутые из моей головы и напечатанные на бумаге, только немного под другим углом и другими словами. Зато идея передана очень верно и очень красиво. Меня как раз занимал один вопрос – почему некоторым очень сложно доходчиво объяснить, что в их жизни что-то так, неужели они сами не чувствуют тревожных звоночков, почему наотрез отказываются сбросить помятые розовые очки и «проснуться»? Не то чтобы я пристаю к каждому встречному с этим вопросом, нет, только к очень близким людям и стараюсь очень ненавязчиво, но… А вот 22-ая глава своевольно разделила людей на низших и высших (хотя такие определения мне в голову не приходили) и тем и объяснила почему одни терпят, а другие нет. И объяснила, как я сказала, очень красиво.
Но все хорошо в меру и при наличии здравого смысла. Пусть главные герои и причисляли себя к высшим, но беды им не удалось избежать. Наоборот. Я не сторонник самоубийства как средства решения проблемы, но здесь, мне кажется, я понимаю Дика и Паолу, а с другой стороны, не могу понять. Почему Дик хотел убить себя? Представил жизнь без жены и понял, что такого ему не надо, и все богатства мира не сделают его счастливым больше никогда, а жизнь без счастья не жизнь… Почему Паола убила себя? Не могла выбрать, не хотела выбирать, не хотела причинять никому вреда, ее мучила Совесть, она разгадала замысел мужа… Казалось бы, будь в них троих поменьше этой «высшести», кто-нибудь с кем-нибудь поговорил бы, открылся бы другому (Дик Паоле), или пожертвовал бы собой ради сохранения семьи. Ведь если бы Ивэн уехал, то половое влечение Паолы месяца через два сошло бы на нет. А если бы Дик хоть немного поборолся за жену, хотя бы тем, что показал, как ее любит чуть-чуть пораньше, то ее бы не захватил этот роман с такой силой. Она сама подначивала себя, злясь на него за его вечную занятость, рассудительность, и считала, что раз у него в прошлом была бурная личная, то и она тоже имеет право, она же «не догуляла» (ах, как много вышедших рано замуж женщин попадаются на эту удочку!), хотя она вскоре одергивает себя, понимая, как глупо звучат ее слова. Я постоянно пытаюсь представить другие финалы истории, когда третий лишний отправляется за горизонт и обдумываю степень глупости их поступков, и думаю, буду периодически возвращаться к этим размышлениям, меняя мнение на противоположное.А как все хорошо начиналось! Большой дом – рай на земле. Дик Форрест – идеальный мужчина. Паола Форрест – идеальная женщина. Свежий воздух, простор, лошадки, садики, веселые посиделки, беззаботные игры. В кои-то веки все действующие лица порядочные, достойные и искренние люди; богатства и те – нажиты честным и кропотливым трудом. Только мало кто догадывался, что основной фундамент всего этого – это взаимодоверие мужа и жены. Паола усомнилась в нем, Дик оставил борьбу с первого этапа. А ведь все могло быть иначе…
А в целом – книга великолепная, полна мудрых житейских заметок, примеров правильного отношения к деньгам, жизни и всему прекрасному, в ней столько легкости и образцовости. Неудивительно, что для многих она стала одной из любимых. Не пойму только зачем ее давать в программе для 7 класса, все-таки это рановато.
В прошлом году я прочла Трилогию желаний Драйзера, так вот - Фрэнк Каупервуд и мизинца не стоит на ноге Дика Форреста.upd. 18.07.2014 как это часто бывает, хорошая книга не спешит покидать твои мысли, и волей-неволей пытаешься проникнуть в сюжет поглубже, найти что-то новое, и ведь находишь же! Озадаченная, как можно было бы избежать трагедии на разных этапах развития отношений, пришло на ум следующее. Окончательным "убийцей" стала необходимость выбора. Ивэн и Дик ждали, когда выбор сделает Паола, а Паола ждала, когда все само-собой разрешится. Но когда Дик на нее надавил своим откровением, она поняла, что теперь от выбора никуда не деться. Однако, ее метания похожи на метания матери. Допускаю, что у нее был сильный материнский инстинкт к этим мужчинам. Она ими гордилась, любила их, к тому же у нее не было детей, поэтому она все материнское внимание переключила на них (раньше это были лошади, но, как известно, она их забросила к концу книги). И вот она оказывается перед фактом, что эти двое ее самых любимых мужчин, заставляют ее выбирать. А как она как мать может выбрать одного из своих мальчиков? Да еще и осознавая, что выбор в пользу одного вполне возможно повлечет за собой смерть (или по крайней мере глубокое несчастье) другого. Она представила себе будущее, в котором по ее вине нет одного из них, по ее вине. Смогла ли она тогда быть счастлива со своим избранником? Нет, никогда. А если учитывать то, что она на волне страсти склонялась в сторону Ивэна, а предок Дика уже устраивал "несчастный случай", то приняв ситуацию со всей серьезностью решила себя самоустранить, чтобы ее мальчики могли жить.
14138